Ровно 30 лет назад, 29 июля 1994 года, состоялась премьера «Маски» Чака Рассела с Джимом Керри в главной роли. Изначально экранизация одноименного комикса издательства Dark Horse Comics задумывалась как жестокий хоррор, но впоследствии трансформировалась в экшен-комедию. Что еще скрывается за «Маской» и почему фильм не устарел по сей день?
Антигерой на ведущих ролях
Дебютировав в комиксах в 1989 году — незадолго до своего экранного появления, — Маска сразу же полюбился читателям за свою неоднозначность и жестокие методы борьбы с преступностью. В последней четверти XX века на смену идеальным, почти богоподобным молодцам в плащах пришли антигерои. И если в комиксах этой рокировкой было не удивить, то для супергероики в кино 1990-х инверсия стала новинкой (следом за «Маской» вышел «Ворон», а немного погодя и «Блэйд»). Переживающая не лучшие времена студия New Line Cinema после фантастического успеха в 1980-х с франшизой «Кошмар на улице Вязов» подыскивала себе новый хит. Сменить Фредди Крюгера на посту главного ужаса всех детей и взрослых должен был Маска. К тому же режиссером ленты был назначен Чак Рассел — постановщик «
Найденная молодым человеком в самом начале фильма волшебная маска, стоит лишь ее примерить, превращает носителя в маниакального супергероя. Не ограниченного ничем, даже законами физики. Впервые надев старинный артефакт и преобразившись из скучного и пугливого клерка в яркого трикстера, Стенли Ипкис заявляет, что с такими способностями он может стать супергероем и бороться с преступностью. Однако вместо благородных стремлений выбирает отомстить своим обидчикам из автомастерской. Не слишком ответственный поступок для человека, обладающего огромной силой. Может, все дело в необычном аксессуаре? Скандинавская маска IV-V веков олицетворяет бога Локи, впоследствии ставшего одним из самых симпатичных антигероев в киновселенной Marvel. В последние несколько лет в Интернете завирусились видео, сделанные с помощью нейросети, демонстрирующие, как выглядел бы пасынок Одина в исполнении Джима Керри (вот видео первое, а вот второе). Только, оказывается, канадский актер был богом хитрости задолго до Тома Хиддлстона и даже Мэтта Дэймона.
«Маска» и сейчас воспринимается как довольно остроумная пародия на супергероику и предшественница «Дэдпула». Даже неудивительно, что премьера триквела истории о болтливом наемнике состоялась практически в день тридцатилетнего юбилея фильма Чака Рассела.
Комедийное переосмысление Джекила и Хайда: борьба сознательного и бессознательного
Повесть шотландского писателя Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» насчитывает более 60 экранизаций и бесчисленное количество различных переосмыслений. «Маска» хоть и не является прямой адаптацией, но следует тем же сюжетным тропам. Разве что в этой итерации Джекил и мистер Хайд наконец научились сосуществовать. Если в оригинальном тексте Стивенсона доктор Джекил (спойлер!) покончил с собой, так и не примирившись с темной стороной, то Стенли Ипкис с собственным Хайдом совладать смог, по итогу окончательно с ним распрощавшись.
В начале фильма герой был нерешительным офисным служащим, не боящимся разве что собственной тени. Нервничал при встрече с роковой красоткой, терпел унижения от арендодательницы, не находя силы ей возразить, и боязливо закрывал входную дверь на три замка сразу. Стоило ему примерить древнюю маску, как сразу появлялся он — зеленое нечто — весельчак, король вечеринок и покоритель женских сердец. Но чем чаще Ипкинс прибегал к помощи артефакта, тем раскрепощеннее становился сам. Дал отпор начальнику, добился сердца женщины мечты и смог победить злодея, не прибегая к помощи зеленолицего альтер эго. Маска не придавала Ипкинсу суперсил, лишь подсвечивала до поры скрытые достоинства.
Подавляя истинные желания, Стенли растворился в наиболее удобной и бесконфликтной личности. Об этом открыто сигнализирует режиссер в нескольких моментах фильма. Перед тем как найти скандинавский антиквариат, молодой человек проходит мимо стены, раскрашенной в желтую и черную полоску — явный маркер внутреннего конфликта. Вот, переключая каналы по ТВ, он натыкается на интервью с доктором психологии, рассказывающим о социальных масках. А вот при первой встрече Тина (Кэмерон Диас) замечает, что галстук парня напоминает ей «тест Роршаха». Каждый выход альтер эго в ярком костюме — попытка Стенли дать волю давно подавленным эмоциям. Чак Рассел вновь снял историю о борьбе с бессознательным, как и в третьей главе франшизы о Фредди Крюгере.
Чуть позже Джим Керри исполнит главную роль в фильме «Я, снова я и Ирэн», где вновь сыграет мужчину с диссоциативным расстройством. Первая сторона — добрый и отзывчивый Чарли, вторая — грубый и агрессивный Хэнк. И вновь, лишь примирив между собой две стороны одной личности, персонаж Джима Керри будет счастлив.
Джим Керри и ментальные проблемы
«Маска» стала бенефисом для Джима Керри, вмиг сделав вчерашнего комика голливудской суперзвездой. До картины Чака Рассела канадский актер прославился благодаря главной роли в детективной комедии «Эйс Вентура: Розыск домашних животных», а «Маска» лишь закрепила его статус восходящей звезды. После успеха ленты Джим Керри проснулся не только номинантом на «Золотой глобус», но и миллионером. Если гонорар за участие в картине Рассела ограничивался несколькими сотнями тысяч долларов, то уже после «Маски» ценник за работу Керри поднялся более чем в десять раз. Однако позже выяснилось, что именитый актер борется с биполярным расстройством и лишь юмор помогает ему не впасть в депрессию.
Контекст, невольно добавляющий «Маске» большей глубины. Стенли Ипкис спасался от окружающей действительности за счет танцующего и кривляющегося альтер эго, равно как и сам Джим Керри. Канадский актер и впрямь привнес в ленту много личного. Будь то желтый костюм, подготовленный специально по его просьбе, чтобы отдать дань уважения его матери, сшившей ему похожий для первых кинопроб; сцены импровизации актера, вошедшие в финальный монтаж фильма, или же постоянные реплики из старых фильмов, озвученные Маской: «Унесенные ветром», «Беглец» или же «Грязный Гарри», в одной из частей которого сам Керри успел засветиться. Вот и получается, что «Маска» не просто хорошо всем знакомая экшен-комедия, но еще и одна из самых личных картин в фильмографии Джима Керри.
Комедия как терапия
Однако полюбили «Маску» и продолжают любить за оказывающий терапевтический эффект искрометный юмор и обилие поп-культурных отсылок. Упомянутые выше реплики из классических фильмов, последовавший слом четвертой стены и обращение к зрителям. Вручение Маске «Оскара» за его «отыгрыши». Яркий танцевальный номер под кавер Керри на песню Cuban Pete («чик чики бум»), хорошо известную благодаря исполнению Люси Болл и Деси Арнасу в ситкоме «Я люблю Люси». И, конечно, не стоит забывать самого маленького героя фильма, засунувшего нос в волшебную маску тоже. Домашний питомец Ипкиса — джек-рассел-террьер по кличке Майло — самый яркий и запоминающийся из героев второго плана. Позже режиссер признавался, что изначально Майло планировали оставить второстепенным персонажем. Однако обаятельный песик настолько сильно очаровал съемочную группу, что его роль заметно расширилась. Даже не удивительно, что после «Маски» мода на джек-расселов актуальна до сих пор. Кто откажется от столь обаятельного помощника?
Не только любовь к подвижным собачкам может быть заразительной, но и пример Стенли Ипкиса. Порой не нужно бояться собственных эмоций, даже негативных. Чувствовать — нормально, поэтому не стоит подавлять свои переживания. Лучше попытаться примирить две личности между собой, как это сделал Ипкис. И сразу выяснится, что можно злиться на несправедливо отчитавшего вас начальника и обсчитывающих вас автомехаников. Иногда, чтобы стать лучшей версией себя, придется возразить обидчикам, прислушавшись к давно подавленному голосу. Оказывается, для того чтобы восстановить справедливость и заслужить поцелуй от девушки мечты, не нужно надевать маску. Скорее достаточно маску скинуть.
В целом даже состарился неплохо, смотрится интересно. Кроме разве что до жути клишированной парочки "задрот/красотка" и мерзейших сексуализированных комментариев коллеги Ипкеса в адрес той же красотки