Квентину Тарантино — 60! К юбилейной дате режиссер успел снять девять собственных полнометражных фильмов и в разных амплуа поработать еще над парой десятков. Каждая работа Тарантино — событие, обреченное оставить след в истории кино и умах зрителей. Фанаты под микроскопом разбирают сцены, персонажей и миллионы поп-культурных отсылок в картинах режиссера. И, конечно, строят собственные теории: одни потом оказываются правдой, другие — забавными допущениями, а иные — безумными домыслами, приводящими в восторг самого Тарантино. В честь дня рождения Квентина вспоминаем самые смелые теории и рассказываем, как из фанатских фантазий они стали официальной частью канона.
Действие всех фильмов Квентина Тарантино происходит в общей вселенной. А вернее, в двух*
Эта фанатская теория давно стала подтвержденным режиссером фактом. Об общем измерении говорят как родственные связи между персонажами, так и вымышленные бренды (Big Kahuna Burger, сигареты Red Apple).
Но есть небольшой нюанс: «На самом деле это две отдельные вселенные, – утверждает Тарантино. – Первая даже более реальная, чем наша, и все персонажи [из «Бешеных псов», «Криминального чтива» и т.д.] населяют именно её. А внутри есть еще и киновселенная. И действие «От заката до рассвета» и «Убить Билла» разворачивается в этой особой вселенной. Поэтому, когда персонажи «Бешеных псов» или «Криминального чтива» отправляются в кино, они идут на «Убить Билла».
* За исключением фильма «Джеки Браун», его Тарантино снял не по своему сценарию.
Пять лисиц Мии Уоллес
Еще один аргумент в пользу метавселенной Тарантино — вероятная история появления дилогии «Убить Билла». В «Криминальном чтиве» Миа Уоллес (Ума Турман) на ужине с Винсентом Вегой (Джон Траволта) упоминает, что играла в пилоте сериала Fox Force Five. Вполне вероятно, что проект, не ставший полноценным шоу, в итоге перезапустили как фильм, а лисы стали гадюками. Описанный Мией отряд в целом соответствует героиням-убийцам из «Убить Билла»: блондинка-командир (Элли Драйвер), лиса-японка — мастер кунг-фу (О-Рен Ишии), черная лиса — первоклассная подрывница (Вернита Грин), француженка, чья специализация — секс (Софи Фаталь), а персонаж Мии в совершенстве владеет ножами (Беатрикс Киддо, она же Невеста) и травит шутки. В «Убить Билла» Невеста (которую, как и Мию, играет Ума Турман) шинкует врагов катаной, а перед нападением выдает уморительные панчлайны.
Говорят, Иезекииль ненастоящий
Главная фишка киллера Джулса (Сэмюэл Л. Джексон) из «Криминального чтива» – ритуал цитирования 17-го стиха 25-й главы книги пророка Иезекииля перед темным делом. Только вот вариант Джулса не совсем дословный. Что это, невнимательность актера или сознательное пренебрежение Священным Писанием? Фанаты ломали головы долго, пока наконец не нашелся герой, сумевший разрешить эту загадку. Оказалось, Тарантино цитирует вовсе не пророка, а открывающие титры одного из своих любимых фильмов – «Да здравствует, Тиба! Телохранитель». Позже этот самый телохранитель в исполнении Сонни Тибы появится в «Убить Билла» в роли наставника Беатрикс Киддо – оружейного мастера Хаттори Ханзо.
Что в чемодане?
Чемоданчик из «Криминального чтива» – широко известный пример макгаффина. Альфред Хичкок (автор термина) описывал макгаффин как «в сущности ничто; главное, что все хотят этой вещью обладать». Изначально, по воспоминаниям соавтора Тарантино Роджера Эйвери, в чемоданчик собирались положить бриллианты. Но это было так скучно, что от идеи быстро отказались и решили нутро чемодана никогда не поворачивать к камере, чтобы зрители гадали, что же там лежит такое «прекрасное».
Позже кто-то придумал установить туда обычную оранжевую лампочку, и произошла магия. Люди десятилетиями пытались разгадать секрет чемоданчика: голова, ухо копа из «Бешеных псов», вторая перчатка Майкла Джексона или статуэтка «Оскар». Но вот лучший вариант: там душа Марселласа Уоллеса, которую он продал дьяволу за власть и богатство. Код от чемодана — 666, на затылке Уоллеса пластырь, прикрывающий дыру (согласно Библии, когда дьявол извлекает человеческую душу, то вытягивает ее именно из затылка), все, кто видел содержимое чемоданчика, говорили только, что оно прекрасно, а что может быть прекраснее человеческой души?
Не кормите фашистов после заката
Тарантино мастер воровать целые сцены из любимых фильмов и гениально встраивать заимствованное в свои картины. Есть теория, что кульминационный пожар в кинотеатре из «Бесславных ублюдков» он подсмотрел в культовом фильме Джо Данте «Гремлины». Действительно, обе сцены пугающе похожи. Герои проникают в кинотеатр, где толпа беснующихся монстриков упивается мультфильмом «Белоснежка и семь гномов», открывают газ и поджигают тряпки. Следует несколько мощных взрывов, начинается пожар, но злодеям не выбраться – все выходы заблокированы. Агонизируя, гремлины гибнут в пламени. Не хватает только рядового Ульмара и сержанта Доновица, остервенело палящих по монстрам из трофейных MP-40, да безумного смеха Белоснежки за кадром.
Не все псы попадают в рай
Первая самостоятельная лента Тарантино «Бешеные псы» мгновенно принесла режиссеру славу, имя и чек на круглую сумму, которая ушла на финансирование «Криминального чтива». Одна из самых интересных интерпретаций персонажей фильма про ограбление ювелирного, которое пошло не так, гласит, что каждый герой олицетворяет собой смертный грех.
Мистер Белый: похоть
Но не в сексуальном контексте, конечно. Мистер Белый (Харви Кейтель) жаждет другой близости — дружбы, братства и отношений отец-сын с мистером Оранжевым. Его так переполняет желание, что в итоге жажда его исполнения затмевает чистоту восприятия. Мистер Белый до последнего не замечает предательства Оранжевого, и это приводит к печальным последствиям.
Мистер Оранжевый: зависть
Ни для кого не секрет (кроме героев фильма на определенном этапе), что мистер Оранжевый (Тим Рот) — полицейский под прикрытием. И, согласно этой теории, он так старается вжиться в роль не только из чувства долга, но и потому, что хочет доказать себе, что тоже может быть безбашенным бандитом.
Мистер Блондин: гнев
Самый жестокий член банды, Блондин (Майкл Мэдсен), пританцовывая идет по пути хаоса. Он убивает заложников при ограблении, тем самым подвергая все предприятие опасности. Он пытает и убивает захваченного полицейского, хотя никакой необходимости в этом нет. Мистер Блондин вносит смуту и разлад в коллектив и в итоге сгорает в огне собственного безумия.
Мистер Коричневый: лень
В рамках трактовки лень интерпретируется как отсутствие интереса, апатия. Автор теории приписывает ее Коричневому (Квентин Тарантино) из-за того, что он никак не проявлял заинтересованности и потому погиб в начале фильма.
Мистер Розовый: жадность
Розовый (Стив Бушеми) — один из двух персонажей, которым удалось добраться до финальных титров живыми. Версии о ходе его дальнейшей судьбы разнятся, но примем на веру позитивный вариант. Он скряга, не хотел даже чаевые официантке давать. А в работе мистера Розового интересовали только бриллианты. Что в итоге и помогло ему уйти со склада живым.
Эдди Кэбот: гордыня
Эдди «Славный парень» Кэбот (Крис Пенн) — сын организатора операции Джо Кэбота. Он не участвует в грязной работе, а только приезжает на склад после, чтобы попытаться разрулить ситуацию с максимальной выгодой для отца и себя. Остальные члены банды его не волнуют. Он нарочито выделяется среди парней в строгих костюмах своей золотой цепью и прикидом а-ля спорт-шик, таким образом будто возвышаясь над простыми исполнителями.
Джо Кэбот: чревоугодие
Джо (Лоуренс Тирни), конечно, выглядит как мужчина с хорошим аппетитом, но пища мирская тут ни при чем. Его страсть — насытиться материально. И, в отличие от жадности мистера Розового, Джо Кэбота не интересует побег с чемоданом, набитым бриллиантами, он птица крупного полета, задача Джо — получить камни, выгодно их сбыть, посчитать маржу, приумножить капитал и не останавливаться.
Рик освобожденный
Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо), один из главных героев «Однажды в… Голливуде», в последнем на данный момент фильме Тарантино предстает актером на излете карьеры. Однако сам режиссер утверждает, что после событий 1969 года имя Далтона еще успело погреметь. Так появилась теория о том, что фильм «Джанго освобожденный» — часть киновселенной внутри реальной вселенной Тарантино, а плантатора Кэлвина Кэнди играет не ДиКаприо, а Далтон. Получается, что, как и обе части «Убить Билла», «От заката до рассвета» и «Доказательство смерти», «Джанго освобожденный» – тот фильм, на который герои Тарантино ходят в свободное от насилия и разговоров о поп-культуре время. Правда, сам режиссер с этим предположением не согласен и ставит «Джанго» в один хронологический ряд с «Омерзительной восьмеркой».
А вы знакомы с Полин Кейл?
Cейчас Квентин Тарантино работает над своим десятым и последним фильмом. Если верить слухам, он будет называться «Кинокритик», действие развернется в Лос-Анджелесе 70-х, а главной героиней станет гений кинокритических обзоров XX века Полин Кейл. Может быть, именно эта, финальная картина Тарантино наконец объединит две его вселенные и поставит жирную точку в истории длиной в 30 с лишним лет.
Вот это классное, конечно:
"Но вот лучший вариант: там душа Марселласа Уоллеса, которую он продал дьяволу за власть и богатство. Код от чемодана — 666, на затылке Уоллеса пластырь, прикрывающий дыру (согласно Библии, когда дьявол извлекает человеческую душу, то вытягивает ее именно из затылка), все, кто видел с...одержимое чемоданчика, говорили только, что оно прекрасно"
Шикарная теория, не слышал такое.