Агрессивная и чрезмерная европейская пропаганда толерантности, замаскированная под слабый мультфильм о дружбе мальчика и вампира
Клан вампиров слетается на семейное торжество. Охотники на кровопийц решают использовать эту возможность, чтобы замуровать вампиров в их фамильных катакомбах. В результате лишь одной семье удается вырваться на свободу. Когда охотники преследуют улетающих вампиров, семья разделяется, и младший сын Рудольф, чтобы переждать день, прячется в старинном замке. Поскольку замок переоборудован под гостиницу, Руди натыкается на юного американского туриста Тони, который приехал в Европу вместе с родителями. Мальчик обожает книги о вампирах, и он заверяет Руди, что поможет ему найти улетевшую семью и вызволить клан из заточения.
Многочисленные книги немецкой писательницы Ангелы Зоммер-Боденбург о дружбе маленького мальчика и маленького вампира очень популярны в Германии. Писательница даже как-то пожаловалась, что в ней видят автора только этих произведений, хотя она сочиняет романы в разных жанрах и для разных аудиторий.
Книги Зоммер-Боденбург не раз экранизировались. В частности, в 2000 году вышел и провалился в прокате англоязычный «Вампиреныш», совместно снятый немцами и голливудцами в расчете на покорение международного рынка. Теперь же европейские аниматоры под началом германских постановщиков Рихарда Клауса и Карстена Килериха создали компьютерный мультфильм, не основанный на какой-то конкретной книге, но базирующийся на идеях и персонажах Зоммер-Боденбург.
Как справедливо замечают многие немецкие рецензенты (впрочем, это очевидно и без них), главная тема нового «Маленького вампира» – агрессивная пропаганда толерантности. Вампиры обладают нечеловеческой силой. Вампиры нуждаются в чужой крови. Вампиры живут втайне от людей и не подчиняются их законам. Некоторые вампиры могут зачаровывать людей и превращать их в рабов. Тем не менее, хотя мультфильм все это демонстрирует, он прямо-таки требует от зрителей, чтобы те не видели в вампирах ничего сомнительного или пугающего и чтобы единственным злодеем ленты казался главный охотник на кровопийц.
Да, охотник слишком радикален в своем подходе. Для него все вампиры заслуживают уничтожения, даже если они ни разу не пили человеческой крови (вампиры Зоммер-Боденбург могут существовать на крови животных). Но нужно быть неестественно терпимым, чтобы принять вампиров как они есть и не воспринимать их как возможную угрозу, к которой нужно быть готовым. И нужно быть запредельно толерантным, чтобы, как в финале ленты, объявить, что, раз вампирам больше негде жить (не будем спойлерить, почему так), они всем кланом поселятся в гостинице, где Руди познакомился с Тони. При этом владельцы заведения панически боятся вампиров, но их мнения никто не спрашивает. Мол, нетолерантные люди должны стать толерантными, и это не обсуждается. «У нас демократия, и по этому поводу не может быть двух мнений». Кстати, а есть ли у вампиров людские деньги? Или они будут жить бесплатно?
Дабы убедить зрителей, что вампиры, несмотря на все свои способности, абсолютно безобидны, лента противопоставляет целому вампирскому клану всего одного охотника с парой помощников и заверяет, что вампиры панически боятся мужчину. Хотя любой из них может вырубить его одним ударом, а многие вампиры способны его зачаровать и победить вовсе без насилия. Да, у злодея есть кое-какие полезные приспособления и орудия. Но все равно невозможно поверить, что он представляет большую угрозу для существ, которые в прочих ситуациях не выказывают патологическую трусость.
Эта сюжетная линия достигает апогея нелепости, когда ближе к концу мультфильма герои «отключают» злодея, но больше ничего с ним не делают. Так что он спокойно приходит в себя и продолжает преследовать вампиров. Получается, что все персонажи настолько тупы, что никто не догадался найти веревку и связать охотника.
Вообще, всяческих нестыковок в мультфильме немало, но это еще полбеды. Хуже то, что в ленте слишком много персонажей, и ее сюжет не концентрируется, а расползается, как разбитое яйцо на сковородке. Взрослому человеку эта расхристанность мешает увлечься прыгающим между персонажами повествованием, а маленький ребенок может запутаться в сюжете. Особенно если он не знает книг Зоммер-Боденбург и ее героев. Очевидно, лента рисовалась в основном в расчете на фанатов, которые хотели увидеть как можно больше любимых героев. Но что хорошо для одних зрителей, то плохо для других – и для устройства сценария.
Графика и анимация мультфильма лучше, чем его сюжет, но это значит лишь, что они терпимы – не более того. По меркам 2017 года лента смотрится не очень. В свою очередь, шутки и гэги картины лишь иногда смешны, а приколы по поводу навоза (куда же немцы без Scheisse!) вряд ли восхитят брезгливую публику.
В общем, если ваш ребенок книг Зоммер-Боденбург не читал и если он не обожает вампиров, то не обращайте на этот мультфильм внимания. Он его не заслуживает.
С 9 ноября в кино.