Совсем скоро мы увидим «Бегущего в лабиринте» и «Париж. Город мертвых», где героям придется поплутать по бесконечным коридорам западни. В качестве подготовки предлагаем поплутать по другим знаменитым киноловушкам
В череде всех неприятностей, выпавших на долю семьи Джека Торренса в зловещем отеле «Оверлук», лабиринт стал последним испытанием. По счастью, он же стал решением проблемы – маленький Дэнни, заманив обезумевшего отца в ловушку изощренно выстроенного снежного городка, сумел выбраться невредимым, а вот герою Джека Николсона ярость и злоба не позволили найти выхода из головоломки. В книге Стивена Кинга никакого лабиринта не было, его заменяли гигантские звери, выстриженные из декоративных кустов, которые передвигались, когда на них никто не смотрит. Стэнли Кубрику достойная демонстрация подобного ужаса показалась малоосуществимой, и он заменил кусты на лабиринт, для чего на близлежащем к студии аэродроме были выстроены огромные декорации.
Формально в «Троне» Стивена Лисбергера нет никакого лабиринта, но его довольно просто представить, погрузившись в цифровой компьютерный мир, который себе вообразили создатели фильма. Здесь все дороги сходятся под прямым углом, однообразные стены и пол максимально похожи на унылые коридоры построек-ловушек. Даже движение знаменитых световых мотоциклов напоминает блуждание по бесконечным переходам и тоннелям лабиринта. Кроме того, не нужно забывать, что главный герой попал внутрь компьютера и должен во что бы то ни стало выбраться из оцифрованного мира в реальный, при этом освободив от гнета искусственного интеллекта обычные программы. Чем вам не «бегущий в лабиринте»?
«Ну а в “Чародеях”-то какие лабиринты?» – спросите вы. Все верно, фильм был бы бесконечно далек от нашей темы, если бы не эпизодический персонаж Семена Фарады. Этот герой даже не рассматривался авторами как что-то запоминающееся, всего лишь заплутавший гость с Востока, но гениальный Фарада сумел сделать из своего безымянного командированного настоящего борца с лабиринтом. В качестве ловушки декораторами использовались бесконечные угрюмые коридоры телецентра Останкино и Дома культуры завода «ЗИЛ». Крылатая фраза героя Фарады «Ну кто так строит?!», которую актер придумал после того, как действительно отстал однажды от съемочной группы и заблудился, стала приговором всей советской исполинской архитектуре.
Как можно обойтись в топе кинолабиринтов без картины с названием «Лабиринт»? Странный фильм, в котором можно увидеть отсылки и к «Снежной королеве», и к «Волшебнику страны Оз», и к «Алисе в Стране чудес», руку к которому приложил сам Джордж Лукас, не стал хитом в год своего выхода на большие экраны, но впоследствии превратился в одну из самых влиятельных лент своего времени. Зловещий лабиринт, в котором юная Сара в исполнении Дженнифер Коннелли должна найти замок Короля гоблинов, действительно впечатляет. Для съемок были отстроены огромные декорации, постановщик картины Джим Хэнсон использовал множество технических приспособлений и операторских трюков, чтобы создать по-настоящему чарующий мир волшебного сооружения. По сей день «Лабиринт» завораживает своими находками, а вдохновение в нем можно черпать бесконечно.
Как может лабиринт состоять из одной кубической комнаты? Все очень просто. Если вокруг этой комнаты пространство постоянно меняется, а каждая из дверей может вести в смертельную западню, оказавшийся в ловушке человек начинает чувствовать себя загнанной подопытной крысой. Один из самых загадочных, необъяснимо притягательных фильмов в жанре фантастического триллера открыл миру имя канадского постановщика Винченцо Натали. В загадках перемещающихся кубов с испытуемыми зрители нашли и отсылки к работам философов, и религиозную составляющую, и крепко собранный ужастик, и динамичную битву за жизнь. Не меньшее влияние фильм оказал и на последователей – картина получила сиквел и приквел, многие режиссеры взяли на вооружение некоторые из решений Натали, а по мотивам ленты регулярно придумываются новые головоломки.
Не смогла обойти своим вниманием лабиринты и главная сказочница современности Джоан Роулинг. Зловещая головоломка становится местом ключевых событий четвертого фильма поттерианы, в котором Гарри участвует в Турнире трех волшебников. После выполнения двух заданий – схватки с драконом и погружения под воду – трех молодых магов ожидает гонка по лабиринту, победу в которой одержит тот, кто первым отыщет кубок и прикоснется к нему. При этом опасаться нужно не только соперников, но и самих стен, жертвами корней растений, образующих мрачные живые коридоры, может стать любой, прояви он лишь чуточку неосмотрительности. Конечно, Гарри Поттер выходит победителем, а жертвой лабиринта становится Седрик Диггори, сыгранный Робертом Паттинсоном.
Еще один фильм, название которого недвусмысленно намекает на содержание. Когда постановщик Гильермо дель Торо после успеха «Блэйда» и «Хеллбоя» вдруг решил обратиться к тематике франкистской Испании, немногие поверили в успех такого предприятия. На деле же мир получил один из самых ярких, по-особенному красивых фэнтезийных фильмов, где реальность самым причудливым образом переплетается с вымыслом и волшебством. Главная героиня, с трудом принимающая ужасы войны девочка Офелия разрывается между реальным миром, где царит жестокий капитан Видаль, и волшебным подземельем, где магический Фавн расставил свои ловушки и в котором ужасающие испытания ожидают непрошеную гостью. Невероятно тщательно проработанный мир лабиринта привел зрителей в изумление и стал образцом для самых мрачных последователей Дель Торо.
Лабиринт Минотавра – это один из самых известных мифов Древней Греции. Историю ужасающего монстра, живущего в мрачном подземелье, которому на съедение отправляют юношей и девиц, наши зрители знают хотя бы по знаменитым мультфильмам Александры Снежко-Блоцкой. Знают они и о нити Ариадны и подвиге Тесея, но у режиссера Джонатана Инглиша другой взгляд на мифологию. В его фильме «Минотавр» главный герой отправляется сразиться с монстром безо всяких нитей, да и зовут его на более благозвучный для американцев манер – Тео. Мы могли бы пропустить данную картину, неприлично дешевую и весьма слабую в постановочном плане, лабиринт здесь ничуть не поражает ни величием, ни загадочностью, но хотим напомнить, что главную роль в фильме сыграл Том Харди, актер в то время не то чтобы неизвестный, но отнюдь не такой именитый, каким его сделал Кристофер Нолан «Началом» и «Темным рыцарем».
Разве можно придумать для фильма ужасов место действия более зловещее, чем лабиринт? Действительно, авторы хорроров частенько используют ловушки-коридоры и запутанные западни в своих фильмах, поэтому выбрать из огромного разнообразия наиболее ярких представителей было непросто. Мы остановились на псевдодокументальном фильме ужасов «Искатели могил». Главными героями картины стали члены команды вымышленного реалити-шоу, пробирающейся в места, которые принято называть «городскими легендами», и разоблачающей пугающие слухи. Пятерка исследователей отправляется в заброшенную психиатрическую больницу, славящуюся своими призраками, запирается там на ночь и готовится к встрече со сверхъестественным. Увы, веселье быстро оставляет их – выход оказывается заблокирован, коридоры и комнаты превращаются в бесконечный постоянно меняющийся лабиринт, а утро все никак не наступает.
Если в «Искателях могил» герои противостоят мистическим потусторонним силам, то уберзлодей в дилогии «Коллекционер» – вполне осязаемый маньяк-потрошитель, испытывающий удовольствие от страдания своих жертв, истекающих кровью. В первой картине серии Коллекционер действовал в стенах загородного особняка, где расставил свои жестокие ловушки. Действие второго фильма переместилось в логово монстра, заброшенное здание, напичканное капканами и представляющее собой лабиринт с самыми немыслимыми переходами, тайниками и орудиями убийств. К сожалению поклонников, из «Коллекционера» не получилось новой «Пилы», поэтому рассчитывать на появление третьего фильма не стоит. Остается лишь надеяться, что лабиринт ужаса еще не раз появится на экранах в других картинах жанра.