Старомодный, комфортный и предсказуемый боевик на виражах с Томом Крузом, Томом Крузом и еще Томом Крузом.
Успех «Топ Ган: Мэверик» исчисляется в цифрах: самый кассовый фильм 2022 года и самый прибыльный релиз студии Paramount вышел на шестую строку в общем зачете сборов США. Marvel, поберегись: ветераны экрана наносят ответный удар! Сходным образом можно сформулировать и главную движущую силу и картины, и импульса запуска сиквела — желание (угадайте, чье?) стать самым, самым, самым.
С событий оригинальной ленты прошло лет 30, но стремление пилота Пита Митчелла с позывным Мэверик (Том Круз) красоваться не поутихло ни на йоту. Взлет, полет, эксперимент на грани фола и гонки со скоростью звука, чтобы восхищенные диспетчеры могли назвать капитана «самым быстрым человеком на свете». Безответственность вновь приравнивается к героизму, а вместо очередного увольнения с позором Митчелла возвращают в родную кузницу элитных сил ВМС «Топ Ган», чтобы лучших выпускников подготовить к опасной миссии (на первый взгляд она, как водится, невыполнима).
Ахиллесовой пятой неуязвимого авиатора была и остается гибель товарища Гуся (Энтони Эдвардс в оригинальной ленте): немым укором станет сын напарника Брэдли Брэдшоу (Майлз Теллер), попавший в число отличившихся новобранцев. Гусь-младший с позывным Задира готов послужить стране, но Мэверик не готов отправлять пацана на верную смерть.
Оглянуться назад и посмотреть прямо в глаза фильму Тони Скотта в 2022 году без смешков или веры в гомоэротический подтекст, выведенный
Умелец Джозеф Косински сохраняет фактуру, палитру и подтянутую стройность детища Тони Скотта. Речь не только о буквальных реверансах, воссоздании открывающей сцены и улыбке Том Круза, а о жанровой расстановке сил и стилистической огранке. «Топ Ган: Мэверик» — фильм буквально если не из 80-х, то из середины 90-х (за вычетом достижений CGI): энергичный боевик с привкусом чувства долга и парой необязательных романтичных сцен. При всем уважении к Дженнифер Коннелли, нарядная любовная линия лишь искусственно увеличивает хронометраж и спонсирует эго главного героя. Впрочем, как и вся картина.
Ответ на вопрос «Понравится ли вам "Топ Ган"?» прямо пропорционален личной любви к Тому Крузу. Актера называют последней голливудской звездой старой закалки — и ведет небожитель себя соответствующе. Драматургически, режиссерски и операторски Круз подсвечен бронебойными софитами (не)угасающий славы. Талантливому артисту Майлзу Теллеру будто бы по линейке отмерено допустимое блистание на экране: свети до той поры, пока не отбрасываешь тень на Круза. Впрочем, отсутствие самоиронии у главного артиста (то есть самого-самого-самого) лихо компенсирует режиссер, оборачивая победу вместо слепящего глянца в нежную пелену ностальгии.
Откровенно говоря, зубодробительный пафос и нарочитость действия нисколько не портят впечатления: «Топ Ган» заряжен на эндорфины, хорошее настроение и взволнованные вздохи. Пролеты кружат голову, падения заставляют хвататься за сердце, спортивные игрища топлесс призваны пощекотать нежные места. Фанатам ленты 1986 года не один раз сделают приятно — покажут и мотоцикл Kawasaki, и очки-авиаторы, и прочие артефакты былого величия. А зрителям 2022 года представят единственную летчицу в команде — непотопляемую Феникс (Монике Барбаро хочется пожелать взлета карьеры).
Смотреть «Топ Ган» безумно приятно как раз за счет упрямой прямолинейности, которая на кисельных берегах ностальгии утратила былую серьезность. Но стоит после титров на секунду задуматься, и становится невероятно тоскливо: по лекалам 90-х мир делится пополам на хороших и плохих парней. Абстрактные враги носят черные шлемы, но кто под ними? В 80-х над Индийским океаном недруги летали на МиГах. Теперь же злоумышленники базируются в Китае или…? Ветеран Вэл Килмер ведет борьбу с раком гортани уже много лет, а потому не может говорить ни на экране, ни за его пределами. Мэверик (или сам Том Круз?) инфантильно пытается выиграть гонку за звание самого лучшего/быстрого/обаятельного на свете, хотя с ним никто и не соревнуется.
В картине нет ни намека на амбивалентность или рефлексию, Пит Митчелл предупреждает не только Задиру Брэдшоу, но и публику: «Надо не думать, а чувствовать». На эмоциональные токи кино и рассчитано и бьет прямо в цель. «Топ Ган» можно бесконечно ругать за нарциссизм, патетичность и архаичность, но в этом кроется его сила.
Джозеф Косински снял невероятно комфортное кино, предсказуемое до той степени, чтобы не огорчать, и удивляющее, чтобы радовать. Именно в 2022 году больше всего хочется отказаться от бесконечного самоанализа и оказаться в середине 90-х — не настоящих, а кинематографических, которые делают эпоху живой в душе поп-культуры. Где хорошие парни не слушаются приказов и поступают хорошо, а плохие — безликие увальни в шлемах — ведут себя плохо. Где горячие поцелуи лечат обиды, Том Круз только входит во франшизу «Миссия невыполнима», а смерть искупает спасенная жизнь