Дэнни Бойлу — 62 года. В честь дня рождения одного из самых ярких режиссёров XXI века мы решили вспомнить основные черты творчества
Клиповый монтаж
Несмотря на то что в кино Бойл пришёл из театра, его подход к съёмкам и монтажу очень похож на клиповый. В фильмах Дэнни кадр редко длится больше трёх секунд, причём касается это не только сцен погонь из «На игле» или экшена из «28 дней спустя». Даже в экспозиционных сценах, где зрителю просто показывают локацию, Бойл не любит надолго задерживаться на одном изображении — «Миллионер из трущоб» тому яркий пример. Во многом поэтому его фильмы — даже разговорный «Стив Джобс» — очень энергичны, на них крайне сложно заскучать.
Невероятная камера
Камера в фильмах Дэнни Бойла усердно отказывается принимать во внимание земную гравитацию. Почти никогда режиссёр не ставит объектив на уровне глаз героев — как это, по идее, принято в классическом кино. Его камера снимает действие снизу, сверху, под «голландским» углом (это когда горизонт в кадре намеренно завален, один из любимых приёмов Бойла) — что угодно, лишь бы не работать по правилам. Иногда он и вовсе снимает из, казалось бы, невозможных мест: например, из туалета в «На игле».
Такой подход к съёмке позволяет создать совершенно уникальное визуальное пространство фильма. Его кино воздействует изображением на подсознание зрителя, заставляя воспринимать происходящее с нарочито искажённой точки зрения.
Закадровый голос
Одно из главных правил, которому учат всех голливудских сценаристов: закадровый голос — дешёвый приём. Сюжет надо показывать действием. Чем меньше слов, тем лучше.
Но Бойл, как мы знаем, на голливудские курсы сценарного мастерства не ходил: его герои очень любят поговорить со зрителем напрямую. Ричард рассказывает о своём полёте в Бангкок в «Пляже», Роберт Капа докладывает нам о предназначении космической миссии из «Пекла», любят поболтать герои «Неглубокой могилы» и «Миллионов», а Марк Рентон игриво рассуждает о том, как правильно «Выбрать жизнь». Что самое удивительное, закадровый голос в фильмах Бойла всегда работает на историю и совершенно не выглядит «дешёвым» приёмом: с помощью него у зрителя устанавливается более тесная связь с персонажами, почти дружеские отношения, помогающие вовлечению в действие.
Сюрреализм
Фильмы Дэнни Бойла относительно реалистичны — даже научно-фантастическое «Пекло» и хоррор «28 дней спустя». Но почти в каждой его ленте есть отдельные эпизоды, вырывающие зрителя из реальности. В «На игле» есть сцена с «худшим в Шотландии туалетом» и ползущий по потолку младенец. В «Пляже» Ди Каприо в один момент представляет, что он в видеоигре. В «127 часов» персонаж Джеймса Франко от истощения начинает видеть галлюцинации. А главный герой «Миллионов», как и любой ребёнок, очень любит помечтать — и его фантазии фильм с радостью визуализирует. Все эти единичные, но очень яркие моменты помогают погрузиться в субъективное восприятие персонажей, смотреть на мир и историю фильма как бы их глазами.
Яркие цвета
Бойл — очень стильный режиссёр, с этим вряд ли кто-то будет спорить. В отличие от представителей классического британского кино, которое тяготело к реалистичным цветам, Дэнни Бойл раскрашивает свои фильмы, словно художник-авангардист. Даже абсолютно невзрачные локации вроде скромных квартир и подъездов он умудряется превратить в яркие декорации, отражающие состояние героев. Зелёные стены «Стива Джобса», красный телефон в «Неглубокой могиле» как знак скорой опасности. Цвета для Бойла — ещё один способ залезть к зрителю «в подкорку», сказать что-то, не говоря ничего.