21 год назад Disney выпустили экранизацию первой части из цикла Мэг Кэбот — историю американской школьницы Мии Термополис длиной в 11 книг (!). Романы написаны в форме дневника неуверенной в себе старшеклассницы, которая однажды узнает, что является наследницей престола маленького европейского государства. Зритель увидел всего два фильма с участием Энн Хэтэуэй, для которой картины стали дебютом в полнометражном кино.
Идея, что обычная девочка может проснуться принцессой, была головокружительна для юных барышень и подростков нулевых. Блестящие тиары, пышные наряды, танцы на балах — о чем еще могло мечтать поколение, воспитанное на диснеевских сказках? Первые и главные зрители картины Гэрри Маршалла давно выросли, усвоили немало уроков, но едва ли приблизились к желанной жизни во дворце. Впрочем, может, Миа учила нас вовсе не этому? Мы пересмотрели обе части и готовы разбираться, что же нужно сделать, чтобы стать принцессой.
Пятнадцатилетняя девушка в изношенных мартинсах несется на самокате по холмам Сан-Франциско. Ландшафт города удивительным образом подчеркивает структуру фильма — неровного, извилистого, порой вынуждающего делать остановку. Начало франшизы действительно выглядит маршем по тропе комедийных клише и отживших свой век историй о гадком утенке. Вероятно, именно преображение Мии — первое, что приходит в голову, когда пытаешься вспомнить сюжет фильма из далекого детства. Итальянский стилист врывается в здание, готовый выщипать густые брови, выпрямить кудри и сломать очки. Трансформация девушки отсылает к другим культовым подростковым комедиям — «Бестолковые» и «Это все она». Во всех лентах схожего толка физическое преобразование героинь — не совсем добровольное решение, а скорее вынужденный шаг, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Сегодня, в эпоху, когда давление на девушек наконец начало спадать, подобный ход выглядит неуместным и попросту банальным. Особенно когда и до изменения внешности неловкая и кучерявая Энн Хэтэуэй была вполне привлекательной девушкой.
Внешние метаморфозы, представленные как ключевой шаг в развитии, отвлекают аудиторию от основной темы. Известие о том, что ты принцесса, могло стать исполнением тайных желаний большинства девочек, но Миа хотела вовсе не этого. Постарайтесь вспомнить: героиня мечтала стать невидимкой, и у нее это почти получилось. Девушка, которая испытывает тошноту во время публичных выступлений, едва ли может править целой страной. Именно так юная леди думает о своих возможностях, предпочитая жить в импровизированном коконе и зарывать самооценку. Есть причины предполагать, что режиссер использует шаблон перевоплощения лишь для того, чтобы Миа наконец переборола синдром самозванца и поверила в себя. В конце так и выходит: в промокшей спортивной одежде и без намека на макияж старшеклассница прибегает на первый бал, чтобы произнести речь. Внешние атрибуты отходят на второй план, а на первом оказывается боевой дух Мии, которая соглашается на титул, чтобы попытаться изменить мир.
Изначально Миа предстает аутсайдеркой, влюбленной в самого смазливого парня школы, — попробуйте найти более избитый троп в кино. Однако по мере развития сюжета девушка ломает определенные шаблоны и даже без тиары выглядит хорошим примером для подражания, да и просто классной девочкой-подростком. Она разбирается в машинах, занимается скалолазанием, ладит с матерью и проводит с ней много времени (довольно необычно для пятнадцатилетней из американских фильмов!).
Вторая часть начинается с календаря — прошло целых пять лет после событий первого фильма. За это время девушка успела расстаться с Майком, закончить университет и прибыть в королевство, чтобы начать подготовку к вступлению на престол. На территории монаршего двора происходит самое интересное. Нет, мы не об успешных попытках Криса Пайна флиртовать. 18 лет назад каждый из нас в первую очередь обращал внимание на взаимоотношения принцессы с ее главным противником Николасом — вторым претендентом на трон. Но при повторном просмотре шелуха романтики падает, тайные свидания под луной уже не производят должного эффекта, и наконец проступают феминистские мотивы. Речь о том, как именно мисс Термополис уживается во дворце и пользуется привилегиями короны. Вместо того чтобы принять патриархальные правила, которые руководят не только судьбой новоиспеченной правительницы, но и всеми нами, героиня начинает бороться во имя перемен. Закон Дженовии гласит, что будущая королева не имеет права вступать на трон без супруга. Миа же вместо того, чтобы заключить брак без любви, буквально перед самым алтарем отпускает жениха на волю и обретает желанную свободу. Благодаря ораторским способностям и убедительным аргументам девушка добивается изменений в законодательстве, дискриминирующем женский пол.
Вряд ли кто-то из поклонников фильма в итоге разгадал тайну того, как все-таки стать принцессой. Если приглядеться, Гэрри Маршалл никого этому и не учит и тем более не дает ценных советов. Вспомните еще один момент второй главы: Миа останавливает парад во время Дня независимости, чтобы помочь юной сиротке, над которой издеваются сверстники. Она протягивает малышке руку, приглашая всех желающих пройти этот путь вместе, и произносит знаковую фразу: «Каждая может стать принцессой». Вместо ключевого слова подставьте все что душе угодно — правительницей, реформаторкой законов, общественной активисткой, любящей женой. Героиня подростковой мелодрамы вселяет в миллионы девичьих сердец мысль о том, что любая может стать кем угодно. Решать только вам.