В начале года студия Orange перезапустила главное творение мангаки Ясухиро Найто — «Тригана». Знакомый и полюбившийся многим космовестерн о глуповатом и неловком (лишь на первый взгляд) суперпреступнике Вэше Урагане обрел совершенно другой облик, чем напугал многих еще на этапе анонса. Однако создатель манги призвал фанатов дать новинке шанс, добавив, что у новой команды получилось отлично передать суть произведения, попутно осовременив форму.
Подробно рассказываем, каким вышел обновленный «Триган», и объясняем, почему это лучшее аниме зимнего сезона.
Пару слов о классике
Первая аниме-адаптация «Тригана» вышла в 1998-м, спустя три года после старта публикации манги. Сериал представлял зрителям мир, чем-то похожий на Дикий Запад, но со своими нюансами, быстро дающими понять: перед нами нечто совершенно иное. Со временем раскрываются карты: планета Гансмоук, на которой и разворачиваются события «Тригана», заселена колонистами с погибшей Земли — отсюда и все странности.
В центре внимания же оказывались две девушки из страховой компании Бернарделли, следовавшие по пятам за Вэшем Ураганом — преступником, способным в одиночку уничтожить целый город, за что его и приравняли к стихийному бедствию. Путешествуя с Вэшем под предлогом предотвращения разрушений, девушки понимали, что сам парень, в общем-то, ни в чем не виноват — беды просто следуют за ним по пятам.
Замыкающим состав основных персонажей был Николас Д. Вульфвуд — странствующий священник, везде с собой таскавший огромный крест. Не из религиозных соображений: под слоем ткани скрывался целый арсенал, в котором крест — одновременно и хранилище для многочисленных пистолетов, и сам по себе винтовка и ракетница.
Естественно, именно Вэш стал основным локомотивом, который тянул сюжет вперед. Он с завидной регулярностью попадал в переделки — сначала в силу назначенной за его голову награды, а позднее в дело вступил Найвз, родной брат Вэша, у которого личные счеты с живым стихийным бедствием. Конфликт родственников в финале как бы находил свое разрешение, но ощущался несколько недосказанным: очень уж резко завершился сюжет. Все дело в том, что оригинальная манга на момент выхода аниме была далека от завершения, поэтому многие вопросы остались без ответа.
Что изменилось?
В отличие от первой экранизации, «Триган: Ураган» на руках имеет законченное произведение: Найто завершил сагу о Вэше в 2007-м. Зная, куда все идет на самом деле, работать проще: перед Orange не стояла задача самостоятельно искать ответы на вопросы, которые могли возникать при просмотре первой адаптации. Проблема была в другом: историю, созданную Найто, нужно было осовременить и изменить для новой аудитории. И с выхода трейлеров стало понятно, что авторы не планируют мелочиться или пытаться воспроизвести шарм оригинала.
Первым в глаза бросается совершенно другой дизайн персонажей: тот же Вэш лишился узнаваемой колючей прически, зато обзавелся модными сегодня выбритыми висками. Изменениям подверглась и механическая рука героя: если раньше она в состоянии покоя выглядела обычной, хотя и скрывала в себе оружие, то в «Урагане» механическая конечность, словно нарочно, сделана яркой и очевидной. Правда, красный плащ все же остался на месте, как и круглые очки, ставшие фирменными для Вэша.
Самое радикальное изменение, впрочем, случилось в дуэте, с которого начиналась оригинальная история. Мало того что теперь за Вэшем по пятам следуют не страховые агенты, а журналисты, так еще и одну из них заменили на другого персонажа: Милли Томпсон сменили на Роберто Де Ниро (да, почти как актера), бывалого и насквозь проспиртованного репортера. Впрочем, изменения вполне логичны с учетом того, что «Ураган» добровольно дистанцируется от «Тригана» 1998-го и создает собственный мир, меняющий эстетику, предпосылки и характеры. И в этом нет ничего плохого.
Другие акценты
Первая же серия вываливает на зрителя информацию, которая в оригинале выдавалась ближе к середине. Буквально с первых минут наглядно объясняется конфликт братьев Вэша и Найвза (да, штрихами, но тем не менее), показывается, как люди оказались на незнакомой планете и почему их положение столь плачевно. Вместо романтики фронтира с нотками фантастики «Ураган» предлагает ровно обратное — фантастику с легким флером фронтира, который отступает на второй план. Это чувствуется во всем: от музыкального сопровождения, полностью сменившего тональность, до визуальных акцентов, предлагающих более футуристические элементы взамен анахронизмов Дикого Запада.
Визуальная составляющая, к слову, дистанцируется от прошлой адаптации даже на самом базовом уровне: если в 1998-м большая часть анимации создавалась почти без привлечения компьютеров, то детище студии Orange выполнено в чистом 3D. Это особенность работы студии, которая всеми силами пытается доказать, что и в аниме есть место трехмерности, за которую не стыдно. Так уж сложилось, что все чаще 3D используют для экономии сил, из-за чего многие сериалы подвергаются справедливой критике, но «Триган: Ураган» в халтуре никак не упрекнуть. По всему видно, что работавшие над проектом люди более чем хорошо осведомлены о своих сильных и слабых сторонах, а «Тригана» любят, что называется, всем сердцем. Поэтому на выходе и получился один из самых красивых трехмерных аниме-сериалов — с яркой, но не перегруженной цветовой гаммой, интересными дизайнами персонажей и стильными фонами.
Новое настроение
Со сменой эстетики изменилось и настроение «Тригана». Оригинал, особенно в первых сериях, был скорее комедией, чем трагедией, но со временем ставки росли, а с ними приходило понимание, что беззаботный весельчак Вэш — вовсе не беззаботный, да и веселье все чаще искусственное. Он был помешан на женщинах, любил выпить, а от многих проблем попросту убегал — хотя и не боялся встретиться с ними лицом к лицу в нужный момент.
Новый Вэш сохранил отдельные черты, но по большей части изменился. Прочитать, что за хрупкой улыбкой скрывается целый ворох проблем и невзгод, теперь куда проще, а драматичность выходит на передний план куда быстрее. Что интересно, теперь легендарный преступник, в общем-то, не убегает от проблем, а всеми силами пытается исправить то, что уже случилось. Или хотя бы предотвратить новые беды — вот только не всегда ему это удается.
И в этом, пожалуй, одна из сильных сторон сериала: драматичность Вэша здесь обретает новую глубину, мотивация поступков прописана куда лучше, а устаревшие черты остались в прошлом (больше никаких погонь за каждой встречной дамой — большое авторам за это спасибо).
Во многом градус драмы вырос еще и за счет плотности происходящего: «Ураган» полностью лишен филлерных эпизодов и наполнен важными событиями с самой первой серии, что называется, под завязку. Здесь толком некогда отдохнуть и отвлечься на что-то мелкое: пока старый Вэш, например, мог отправиться на поиски мастера-оружейника, чтобы тот привел в порядок его револьвер, современная версия, даже попадая в случайную деревушку на отшибе, в конечном счете или сталкивается с важным персонажем, или попадает в переделку, которая, как положено, еще сыграет свою роль.
Яркая неоднозначность
Конфликт братьев в «Урагане» выглядит более завершенным — во многом потому, что наконец-то зритель может узнать, кто же такие Вэш и Найвз на самом деле. В 1998-м, увы, причины их долголетия и живучести, огромных знаний и других особенностей оставались за кадром, теперь же все проясняется вполне явно — и сюрприз узнавания лучше не портить спойлерами.
Увидеть истину обеих сторон конфликта проще, чем раньше. Найвзу почти можно сочувствовать, а его подручные стали понятнее — как те, что перекочевали из оригинала, так и новички, созданные для сериала. Следить за противостоянием из-за этого интересно не только с точки зрения самого конфликта и стильного экшена. Не менее увлекательно разбираться, чья правда стоит того, чтобы за нее бороться. Особенно в свете финальных сцен первого сезона, которые более чем откровенно намекают, что ждет зрителей дальше.
Неоднозначность сторон выгодно отличает «Ураган», причем касается это не только ключевых врагов. Даже второстепенные персонажи вроде семьи Небраска, которые раньше были просто беглыми преступниками, легко получают долю зрительской симпатии. В какой-то степени можно говорить, что «Триган» повзрослел, отбросил мишуру и сосредоточился на том, что хочется донести до зрителей. Хорошо ли это, правда, однозначно не скажешь: в этой самой мишуре скрывалась львиная доля шарма «Тригана». Впрочем, в одну реку не войти дважды, и свежий подход без оглядки на прошлое здесь скорее на руку.
Великая дерзость
Авторы «Триган: Ураган» могли пойти по пути наименьшего сопротивления и переснять старый материал, заполнив пробелы и поменяв финал в соответствии с мангой. Так было, например, со «Стальным алхимиком», да и «Хеллсинг» во многом пошел тем же путем, отбросив отсебятину авторов аниме, но сохранив отдельные удачные находки первого сериала для OVA, которая точно следовала букве манги.
Orange не побоялись рискнуть и вышли победителями в неравной схватке: сразу было очевидно, что упертым фанатам не угодить ничем, так что попытка сделать что-то совершенно иное выглядит здравым решением. Особенно когда у команды есть собственное видение и понимание того, куда можно и нужно двигаться. Вот и выходит, что все ключевые темы сохранены, но завернуты в принципиально новую обертку, и в этом нет ничего плохого. Скорее наоборот — не зря даже Найто попросил признать нового «Тригана», а не отмахиваться от проекта просто потому, что аниме выглядит не так, как раньше. Отмахнувшись, можно упустить один из лучших сериалов сезона.