Годар является столь же революционной фигурой в кино, как The Beatles в музыке, Джойс в литературе или Дюшан в живописи. Благодаря своей насмотренности и опыту кинокритика режиссер знал правила кинематографии, но без зазрения совести нарушал их. Для кого-то представитель французской новой волны стал путеводной звездой в мире кино, а для других так и остался режиссером, чью картину они когда-то не смогли досмотреть. Сейчас на российских экранах можно увидеть, возможно, главное детище автора – фильм «На последнем дыхании». В честь такого знаменательного события не будет лишним еще раз вспомнить, что нового Годар подарил синефилам и почему его образ не блекнет со временем.
1950-е во Франции – время таких режиссеров, как Жан Деланнуа, Анри-Жорж Клузо, Марк Аллегре. Обойти этих титанов и бросить вызов традиционному кино было практически невозможно. Впрочем, это не исключает того, что молодая кровь искала свои способы говорить с помощью камеры. Такой была группа юных кинематографистов, которые обосновались в знаменитом на сегодняшний день журнале Cahiers du cinema. Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жак Риветт, Луи Маль, будучи кинокритиками и журналистами, начинали высказываться с помощью короткометражек и своих взрывных текстов. Наблюдая за развитием индустрии, французы уже с помощью статей пытались обновить привычный нам киноязык. Самым знаменитым очерком того времени, пожалуй, является текст Трюффо об авторстве и авторском кинематографе. Годар же не отставал от своих товарищей и написал огромное количество материалов с цитатами и отсылками к литературе и размышлениями об искусстве. Будущий режиссер начинал свою революцию с пишущей машинки, в каком-то смысле постепенно изобретая современный вид критики.
аннский кинофестиваль известен своими громкими скандалами. Однако до того, как Ларс фон Триер произнес свою знаменитую фразу, Джулия Робертс прошлась по красной дорожке босиком, а Спайк Ли проспойлерил победу Джулии Дюкорно, молодые режиссеры новой волны в далеком 1968-м устроили на Лазурном берегу небывалый ранее бунт. Кинематографисты решили поддержать революционное движение французских студентов и обратить внимание привилегированной верхушки на разгоревшийся социальный кризис. Режиссеры просили поддержать молодежь Франции, высказаться против жестокости полиции и немедленно закрыть кинофестиваль. Годар был одним из тех, чье выступление подтолкнуло многих членов жюри подать в отставку, и навсегда остался тем, кто пошатнул прочно стоявший на ногах консерватизм.
Любопытно, что в 2018 году, ровно 50 лет спустя, как Годар сорвал Каннский кинофестиваль, ему вручили особый приз – специальную «Золотую пальмовую ветвь».
Работу всех режиссеров новой волны можно определить как вызов так называемому «папиному кино». Гиганты того времени в основном снимали в душных студиях, следуя целому набору неписаных правил. Оригинальных и, как бы мы сегодня назвали, поистине авторских работ было крайне мало, а экспериментов во время съемок и вовсе не наблюдалось. Но все изменилось, когда на сцену вышли представители новой волны. Неофициальное движение молодых авторов началось с 1959 года, когда Франсуа Трюффо показал миру «400 ударов». А уже в 1960 году Жан-Люк Годар продемонстрировал «На последнем дыхании», тем самым закрепив за собой и своими коллегами статус новой ветви режиссеров, которые олицетворяли переход от классического кино к современному.
Годар вместе с оператором Раулем Кутаром буквально изобретают новый способ создания фильмов. Используя Cameflex, небольшую легкую камеру, которая дает им большую свободу, режиссер и оператор вычеркнули слово «павильон» из своего творчества и работали на улице при дневном свете и в естественной обстановке. Режиссер снимал сцены на обычных улочках, в укромных кафе или квартирах друзей. Вот почему его фильмы наполнены духом времени, ведь Годар практически документировал окружающую его реальность.
После просмотра «На последнем дыхании» можно заметить, что Годар пренебрегает традиционным киностроением и говорит с нами на новом языке. Так называемый «скачущий» монтаж режиссера делает повествование не плавным и логичным, как мы привыкли, а прерывистым, с резкими переходами. Именно Годар ввел в моду джамп-каты – склейки, создающие эффект прыжка во времени, которые быстро перескакивают с одного действия на другое. Нарушается классическая грамматика кино, согласно которой мы не должны замечать какое-либо редактирование между сценами. В фильмах Годара же такие стилистические приемы нарочито бросаются в глаза, словно все снималось скрытой камерой и при помощи случайных кадров. Будто у истории нет ни сценария, ни сюжета. Есть только режиссер и зрители, которые вместе наблюдают за едва уловимым миром вокруг.
В начальный период своей карьеры режиссер выпустил сразу несколько картин о преступниках и мошенниках («На последнем дыхании», «Банды аутсайдеров», «Безумный Пьеро»). Глядя на Мишеля Пуакара, мы испытываем смешанные чувства – перед нами человек из криминального мира, но, пожалуй, мало кто сможет не проявить к нему сочувствия в последние минуты фильма. В «Жить своей жизнью» мы видим, что автор акцентирует внимание не только на секс-работницах на парижской улице, но через них и на уклад всего капиталистического общества в целом. Годар никогда не скрывал свои левые идеи и не раз критиковал современный консьюмеризм, а его фильмы стали еще одним способом сломать существующее общество. Поэтому кино для него было (и осталось) не только искусством, но и подобием оружия. Годар без страха поднимает такие острые вопросы, как война или проституция. Не боится делать политические фильмы или провозглашать в своих историях революцию. В его повествованиях полно критики и сатиры на современный образ жизни, который полностью зависит от общества потребления и рекламы. Однако все же в первую очередь он снимает кино о кино, и каждый его фильм говорит об авторском поиске новых возможностей его снимать. Оставаясь мятежником, Годар не перестает пробовать что-то новое, признаваясь в любви тому, чему посвятил всю свою жизнь.