Неуклюжее, но необычное и колоритное шоу о средневековом противостоянии Монголии и Китая. Кунг-фу и обнаженка прилагаются
Неуклюжее, но необычное и колоритное шоу о средневековом противостоянии Монголии и Китая. Кунг-фу и обнаженка прилагаются.
Конец XIII века. Молодой венецианский купец Марко Поло (Лоренцо Рикельми) вместе с отцом и дядей отправляется в торговое путешествие по Шелковому пути. Когда они добираются до дворца монгольского хана Хубилая (Бенедикт Вонг), правителя впечатляют наблюдательность и познания юноши в языках, и родственники отдают Марко хану в услужение, чтобы гарантировать себе разрешение на торговлю. Пока юный купец разбирается в придворных интригах и изучает кунг-фу, Хубилай начинает войну с южнокитайской династией Сун, чтобы объединить Поднебесную под своей властью.
Десятисерийный первый (и, вероятно, последний) сезон «Марко Поло» – снятое за 90 миллионов долларов и основанное на подлинных событиях эпическое зрелище, зашкаливающе амбициозное для стримингового интернет-сервиса Netflix, который купил права на «Марко Поло», когда от шоу отказался кабельный канал Starz («Спартак», «Демоны да Винчи»).
Главная проблема «Марко Поло» в том, что ему трудно найти аудиторию. Для одержимых средневековым Востоком зрителей это чересчур европеизированное зрелище (главный герой – венецианец!), вызывающее в памяти «Сегуна» и «Последнего самурая». Такая аудитория обычно предпочитает китайские фильмы и сериалы на исторические темы и морщится при одном упоминании европейца, который осваивает боевые искусства и становится доверенным советником восточного правителя. Те же зрители, кто смотрит кабельные исторические шоу ради архаичной жестокости, откровенной «обнаженки» и драматичных интриг, любят сериалы, которые по сюжету и облику персонажей ближе к Риму, чем к Пекину. Ну кому, кроме китайцев и монголов, интересно, что там Хубилай делал с последними правителями из династии Сун? Даже для нас в России это не особенно близкая тема, хотя Русь в то время входила в Монгольскую империю.
Однако если вы находитесь посередине между первыми и вторыми и не возражаете против того, как устроено шоу, то «Марко Поло» предложит вам немало ярких сцен на любой вкус. Наиболее захватывающими предсказуемо оказываются многочисленные экшен-фрагменты (как правило, но не обязательно, яростные схватки мастеров кунг-фу), но увлечься можно и придворными интригами, и эротическими отступлениями (секс-сцена есть почти в каждой серии сезона), и почти этнографическими зарисовками средневековой жизни и восточных празднеств. При этом «Марко Поло» не впадает в крайнее «последнее самурайство» и не делает заглавного героя лучшим монголом, чем монголы. На всем протяжении сезона Марко служит зрительскими глазами и предоставляет другим, более заслуживающим этого персонажам быть центром действия.
По-хорошему, сериал стоило бы назвать «Хан против канцлера», поскольку он посвящен не столько переживаниям венецианца, сколько противостоянию двух политических тяжеловесов – Хубилая и Цзя Сыдао, канцлера империи Сун. Первый талантливо управляет гигантской империей, но и второй не лыком шит. Чтобы добиться своего, он даже «подкладывает» под хана свою красавицу-сестру. И хотя на первый взгляд канцлер кажется утонченным и слабым махинатором-аристократом, когда солдаты начинают сомневаться в его мужественности, он с легкостью побеждает армейского чемпиона по кунг-фу – и по ходу сезона еще не раз доказывает, что его боевые приемы столь же отточены, как его коварный и предприимчивый ум. Сингапурец Чин Хань играет столь мощно, что почти переигрывает Бенедикта Вонга.
Почти, но все же не переигрывает. Британец гонконгского происхождения исполнил в «Марко Поло» лучшую роль своей карьеры и превратил Хубилая в сложную и по-своему притягательную личность, напоминающую дона Корлеоне из «Крестного отца». Хубилай грезит о мировом господстве и переступает через трупы, но порой мучается угрызениями совести, искренне любит свою склочную, вечно интригующую семью и относится к Марко Поло скорее как к гостю, чем как к рабу-пленнику. Казалось бы, после всего, что монголы сделали с Русью, Китаем и другими странами, их средневекового правителя можно только ненавидеть. Но создатели шоу и Бенедикт Вонг позволили увидеть человека под маской демона. Это дорогого стоит.
Убедительны и актеры, играющие второстепенные роли. Собственно говоря, Лоренцо Рикельми в заглавном образе смотрится хуже всех, поскольку ему приходится быть скучным европейцем на фоне соревнующихся в колоритности «экзотов».
Конечно, при всех достоинствах «Марко Поло», его абсурдно сравнивать с «Игрой престолов», которая обгонит «Марко» даже при километровом гандикапе, и состязание с тем же «Спартаком» новый сериал вряд ли выиграет, поскольку его двойственная природа (шоу про Восток, но с западным главным героем) порой делает шоу неуклюжим. Кроме того, диалоги сериала переполнены псевдовосточными «красивостями», поговорками и обиняками, и людям с тонким литературным вкусом шоу противопоказано. Равно как и тем, кто ждет, что кадр всегда будет хорошо освещен (значительная часть действия развивается в полутемных дворцовых палатах).
Однако своя прелесть у «Марко Поло» есть, и он определенно не похож на большинство американских сериалов. Где еще можно увидеть, как обнаженная китаянка несколькими изящными движениями расправляется с тремя солдатами, которые по высочайшему приказу явились ее изнасиловать?