До окончания календарного года еще целый месяц, но в российском офисе Disney вполне можно начинать откупоривать праздничное шампанское – компания добилась на отечественном рынке колоссального успеха
10 место: 950 млн. руб.
С анимации и начнем. Студия «Мельница» выстроила свою богатырскую вселенную по принципу «Мстителей» (хотя кинокомикс и вышел позже, это сравнение максимально полно раскрывает картину) – сначала зрители познакомились с тремя ведущими героями в отдельных фильмах, а затем в 2010-м «случился» грандиозный кроссовер, богатыри собрались вместе и отправились в гости к Шамаханской царице. Лента собрала колоссальные 24 миллиона долларов, но, как оказалось, это была всего лишь разминка перед путешествием «на дальние берега». Пятая картина франшизы обернулась 950 миллионами рублей сборов и на тот момент стала второй в кассовом рейтинге России.
9 место: 963 млн. руб.
Через два года после триумфа «Шамаханской царицы» шестой фильм франшизы превзошел достижение предшественника – «Ход конем» заработал 963 миллиона рублей, став триумфатором так называемой «новогодней битвы», конкурентной схватки релизов, выходящих в последний уик-энд года уходящего и первый наступающего. Девятое место нашего сегодняшнего списка далось богатырям нелегко – задействовать пришлось 2100 копий фильма. Это третий результат в российской истории, массированнее были только атаки военной драмы Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие» (2437 копий) и комедии «Елки 1914» от продюсера Тимура Бекмамбетова (2210 копий). 1 января 2015 года конь Гай Юлий Цезарь вышел в каждом российском кинотеатре и полностью завладел вниманием зрителя на все зимние каникулы.
8 место: 1,1 млрд. руб.
Фантастическая картина Федора Бондарчука «Притяжение» неожиданно ворвалась не только в кассовый топ России, но и на экраны кинотеатров вообще – проект снимался в обстановке строгой секретности, а первые сведения о нем появились в прессе лишь за несколько месяцев до старта проката. Для любого другого фильма подобная скрытность могла стоить зрителя, но студия Art Pictures, снявшая ленту, и прокатывающая компания Sony использовали окружающий «Притяжение» ореол таинственности по максимуму – самый загадочный фильм стал самым модным зрелищем зимы 2017-го, зрители активно обсуждали нестыдную графику и сюжет, отличную игру молодых актеров и виды разрушенной кораблем пришельцев Москвы. Свою роль в высоких сборах сыграло и то, что лента вышла в формате IMAX, хотя панацеей это и не является.
7 место: 1,2 млрд. руб.
Приключенческое фэнтези «Вий» режиссера Олега Степченко – один из самых многострадальных проектов российского кинематографа, съемки мистической картины по мотивам произведений Николая Гоголя растянулись на несколько лет. Несмотря на множество проблем, вставших перед авторами на этапе создания, картина блестяще выступила в прокате, возглавив топ российского бокс-офиса по итогам 2014 года. Интерес зрителей к картине можно подчеркнуть красноречивой цифрой – «Вию» принадлежит рекорд среди российских фильмов по сумме, собранной в стартовый четверг, в первый день проката лента собрала 90 миллионов рублей. Итоговые российские 1,2 миллиарда сборов не могли остаться незамеченными, «Вием» заинтересовался Китай – но не просто показал ленту у себя, а участвует в создании продолжения, получившего название «Тайна Печати дракона».
6 место: 1,2 млрд. руб.
Старейший представитель в списке самых кассовых российских фильмов был сделан Тимуром Бекмамбетовым, беспрекословным лидером отечественного кинематографа начала XXI века. Сиквел «Иронии судьбы» стал не столько продолжением знаменитого новогоднего хита Эльдара Рязанова, сколько продуктом, следующим за «Дозорами»: тот же парад звезд, то же пиршество спецэффектов, та же цветовая гамма. Противников продолжения было достаточно, но Бекмамбетов в содружестве с продюсером Первого канала Константином Эрнстом придумали уникальную рекламу для своей картины, они объявили, что в ближайший год фильм не появится ни на DVD, ни на экранах телевизора. Зритель оказался перед выбором – идти в ногу со всеми или на длительный срок остаться в стороне от едва ли не главного кинособытия десятилетия. И трюк сработал – «Иронию» в кинотеатрах посмотрело почти 9 миллионов человек (второй по числу зрителей «Последний богатырь» привлек «всего» 7,5 миллиона поклонников кино).
5 место: 1,2 млрд. руб.
Не только рядовой зритель, но и специалист в отечественном кино не вспомнит навскидку, что там было в третьих «Елках» и чем они отличаются от предысторий и продолжений. Напомним, «Елки 3» включали в себя новеллу про пса Пирата, сноубордист и лыжник в них отправились служить на Север, Светлаков и Ургант посетили психбольницу, а главной звездой стал Валентин Гафт, сыгравший одинокого пенсионера. Триквел вышел в тот самый момент, когда, с одной стороны, зрители уже привыкли к конструкции франшизы и полюбили ее главных героев, а с другой – эти однообразные фильмы еще не успели надоесть. Показательно и то, что «Елки 3» вышли на 2 тысячах экранов – это четвертый показатель среди российских лент, зрителю в первые дни 2014-го просто невозможно было от них спрятаться.
4 место: 1,5 млрд. руб.
Снятый при сотрудничестве студии «ТриТэ» и канала «Россия 1» фильм-катастрофа «Экипаж» с самого начала продвигался как амбициознейший проект, нацеленный на вершину кассовой пирамиды: съемками занимался коллектив «Легенды № 17» (в списке самых кассовых отечественных лент эта картина стоит на 11-м месте), вновь были задействованы режиссер Николай Лебедев и актер Данила Козловский, «добро» было получено от автора оригинальной версии 1979 года Александра Митты, производство финансово было поддержано государством, кроме того, «Экипаж» стал вторым российским фильмом, снятым на камеры IMAX. Однако главным слагаемым успеха фильма стало участие в проекте второго государственного телеканала – когда реклама льется на тебя день и ночь, релиз сложно пропустить. Формально «Экипаж» стал самым кассовым российским фильмом 2016-го, но юридически ленте Лебедева отдано лишь второе место, потому что в последние дни года в прокат вышел «Викинг»…
3 место: 1,5 млрд. руб.
Картина Андрея Кравчука о приходе к власти на Руси князя Владимира вышла в российский прокат 29 декабря 2016-го и почти сразу установила несколько рекордов. Сперва «Викинг» собрал больше всех за один день (1 января лента принесла в копилку авторов 150 миллионов рублей), а затем первым преодолел планку в 1 миллиард – всего за 9 дней показов, этим не могут похвастать даже два лидера. «Викинг» вызвал серьезный раскол как среди критиков, так и среди зрителей – кто-то посчитал ленту излишне мрачной, кто-то обвинил в несоответствии историческим реалиям, кому-то показались неубедительными актерские работы, тем не менее фильм пользовался популярностью в кинотеатрах, особенно с учетом проката двух версий – общедоступной с рейтингом «12+» и взрослой, в которую было добавлено несколько особенно жестоких и эротических сцен.
2 место: 1,7 млрд. руб.
«Сталинград» Федора Бондарчука продержался на вершине так долго, что создалось впечатление, будто рекорд картины незыблем, а для преодоления психологической планки в полтора миллиарда рублей кассовых сборов преследователям придется чуть ли не заново изобрести кинематограф. Причин подняться на вершину у «Сталинграда» было предостаточно: опытный режиссер, умеющий снимать массовое кино, первая грандиозная военная постановка после развала советского кинематографа, отличные актеры и продюсеры, международная команда авторов, наконец, это первый российский фильм, снятый в формате 3D. Мнения зрителей и критиков о художественной составляющей и достоверности показанных на экране событий разделились, но отрицать масштаб и зрелищность картины невозможно, так что рекордные до недавнего времени 1,7 миллиарда рублей «Сталинградом» заработаны честно.
1 место: 1,7 млрд. руб.
Что же до нового лидера отечественной кассовой гонки, то аналитикам еще только предстоит разбираться, что же сделало возможным столь впечатляющий взлет проекта, на который еще летом ставок никто не делал. Сыграл ли свою роль положительный сарафан или обильная реклама? Помог ли выбор удачной даты релиза и отсутствие конкурентов? А может быть, у нас просто научились снимать кино, привлекающее в кинотеатры целые семьи, да не по одному разу? В кои-то веки кинотеатры на второй уик-энд не только не сократили число сеансов, но и увеличили его – такое даже с голливудскими блокбастерами происходило считаные разы. Кстати, схватка «Сталинграда» и «Богатыря» пока не окончена – сказка действительно собрала больше в СНГ, но в России драма Бондарчука пока остается лучшей: 1,620 млрд. рублей сборов против 1,590. Разрыв небольшой, но сложно преодолимый с учетом свертывания широкого проката релиза Disney.
Возможны ли изменения в указанной десятке в ближайшее время? Разумеется. Уже 28 декабря в российских кинотеатрах сойдутся не на жизнь, а насмерть два очень перспективных проекта – новую картину «Три богатыря и принцесса Египта» представит студия «Мельница», а авторы «Легенды № 17» и «Экипажа» порадуют ностальгирующую по советским временам публику спортивным триллером «Движение вверх», сюжет которого основан на легендарной победе наших баскетболистов на Олимпиаде в Мюнхене. Не исключено, что релизы друг другу помешают, но может случиться и так, что уже в январе у нас будет новый чемпион, а история в который раз будет переписана.