До конца фестиваля осталось всего ничего — в ход пошла тяжёлая артиллерия. В новом выпуске дневника мы рассказываем про новую работу Квентина Тарантино, итальянский мультик о разумных медведях, неровный полицейский триллер, красивый испано-французский артхаус и свежий фильм автора «Сквозь снег» — возможно, лучший на этом Каннском кинофестивале
Знаменитое вторжение медведей на Сицилию
Ещё один мультфильм из программы «Особый взгляд» (про первый мы рассказывали здесь) — итальянская сказка со сложносочинённым, но справедливым названием «Знаменитое вторжение медведей на Сицилию» — оказался куда менее впечатляющим, чем его анимационный конкурент. Это совершенно безамбициозное детское кино с дубовой и, надо сказать, несколько сомнительной моралью о том, что, мол, нечего медведям с людьми водиться, а то мало ли что. Выделяется «Знаменитое вторжение» разве что интересной low-poly стилистикой, намеренно простенькой и угловатой графикой (пейзажи так вообще, кажется, представляют собой единую натянутую текстуру), удачно отражающей тривиальность и фольклорную условность истории. Та, к слову, построена по принципу «рассказа в рассказе», что, конечно, любопытно, свежо и очень современно, но, к сожалению, несколько бессмысленно. Никаких интересных игр с повествованием в духе «Принцессы-невесты» здесь нет, и всё это двойное сюжетное дно в итоге оправдывается сомнительным сюжетным поворотом, к тому же сильно ломающим темп фильма — для картины с хронометражем в час и двадцать минут «Знаменитое вторжение медведей на Сицилию» идёт уж больно долго.
Однажды… в Голливуде
Тарантино — это праздник, всё летит в Голливуд: каждую работу отпетого постмодерниста зрители встречают с распростёртыми объятиями, что, в общем, и понятно, и заслуженно, и прекрасно. Из десяти обещанных Квентином фильмов «Однажды в Голливуде» — девятый, предпоследний, дальше только подводить итоги, снимать magnum opus или, как вариант, новый «Стартрек». На этой финишной прямой никто уже, кажется, и не ждал от режиссёра внезапных творческих сдвигов: слишком долго и комфортно он находился внутри своего яркого стиля. Но Тарантино на то и Тарантино — когда-то он приехал в Канны и удивил всех «Криминальным чтивом», стал голосом поколения и новым словом в кино; теперь, ровно через 25 лет, здесь же взял своё слово назад (чем, парадоксально, удивил всех ещё больше). 1994-2019: можем, как говорится, повторить.
Паразиты
В основной конкурс Каннского кинофестиваля вернулся замечательный кореец Пон Джун-хо, автор «Воспоминаний об убийстве» и постапокалиптической аниутопии «Сквозь снег». Два года назад его «Окчу» на показе освистали — лишь из-за того, что фильм прокатывался на Netflix (с которым, как известно, у Канн жестокие распри), теперь Джун-хо пришёл отомстить и пленных, кажется, не берёт: его «Паразиты» на данный момент — главный фаворит основной программы среди мировых критиков. И наш, впрочем, тоже.
«Паразиты» — типичная для позднего Пон Джун-хо сатирическая драма, удачно эксплуатирующая его уникальную авторскую интонацию. Пон — режиссёр, который даже в реальной истории жестокой серии убийств (собственно «Воспоминания об убийстве») или трагедии матери, чьего сына посадили в тюрьму («Мать»), может нащупать почву естественной комедии, но теперь это умение он оборачивает на сто восемьдесят градусов вспять. Изначально фарсовую и до одури смешную историю о бедной семье, что проворачивает ловкую авантюру с семьей богатой, он постепенно выводит в безумный символический трип, рвущий привычную реальность и экспансирующий простенький гэг до всеобъемлющих размеров мифа. Короче, это всё метафора.
Совсем скоро мы напишем о фильме подробнее в нашей полноценной рецензии.
Боже мой!
Каждый год Каннский кинофестиваль выполняет обязательную квоту по включению в конкурс французского кино — в этом году эта роль досталась новому фильму Арно Деплешена «Боже мой!». Сразу скажем, что Деплешен — крепкий режиссёр, но с подозрительно нестабильной фильмографией: есть у него шедевры («Рождественская сказка»), есть откровенные провалы («Призраки Исмаэля»). Детектив «Боже мой!» расположен ближе ко вторым.
Первая половина фильма выглядит как 20 серий «Убойной силы», сжатых до 60 минут, — сцены нескольких дел мгновенно сменяются пулеметными диалогами, подробности о жизни героев как будто сведены до уже известных фактов. Динамика такая, что нет времени выдохнуть и отвести глаза от экрана. Второй час с калейдоскопа полицейских будней смещается на двух любовниц, обвинённых в убийстве старухи (выход Леи Сейду). Сцены допросов растягиваются до двухзначного количества минут, особенно ярко сияет звезда местного начальника, который с полувзгляда выдаёт точный психологический портрет подозреваемых.
Правда, общее впечатление от фильма остаётся сильно смазанным: часть сюжетных линий будто писалась под сериал, но была сокращена на монтажном столе, а центральное расследование приводит к пресному и неинтересному финалу. Обидно, что сырой детектив получил место в конкурсе, а, например, «Дылда» Кантемира Балагова попала во вторую по значимости программу.
Огонь придёт
Сбежав с титров «Боже мой!», отправились на последний сеанс драмы «Огонь придёт». Француз Оливер Лаксе побеждал в параллельной программе «Неделя критики» с фильмом «Мимозы», поэтому пошёл не повышение и представил новую картину в «Особом взгляде».
«Огонь придёт» — образец крепкого фестивального кино, которое не чувствует себя обязанным что-то объяснять зрителю. Когда сложишь сюжет по крупицам, становится ясно, что главный герой Армандо поджег гору, отсидел срок и теперь возвращается домой, где его, естественно, никто не ждёт. Попытку вновь ассимилироваться в обществе нарушит очередной пожар, который охватит весь регион. Зритель сам решит, виноват ли герой в новом пожаре, но, кажется, этим лаконичная драма напоминает великий сериал «Создавая убийцу» — после фильма появляется версия, что Армандо не был виноват в первом пожаре, но был вынужден поджечь гору, чтобы заслужить всю полученную в свой адрес злобу.
Прекрасное кино с невероятным визуалом, который от пейзажей гор в тумане переходит в технически невероятную сцену массивного пожара. Ну и на худой конец фильм с песней Леонарда Коэна никак не может быть плохим!