Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Канны-2024: рецензия на фильм «Анора» — самое добросердечное кино конкурсной программы

Марк Эйдельштейн, Майки Мэдисон и Юра Борисов в новогодней антисказке на Брайтон-бич от режиссера-гуманиста Шона Бейкера.

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Настасья Горбачевская
Настасья Горбачевская Автор film.ru с 2019 г. 466 публикаций

Инди-кинематографист Шон Бейкер, которого чаще можно встретить в злачных барах бедных районов, чем на красных ковровых дорожках, поразительно органично вписался в клуб старых друзей Каннского кинофестиваля, которые вновь и вновь возвращаются на бульвар Круазетт. Впервые прогремев в относительно андеграундном поле с фильмом «Мандарин», режиссер оказался на Лазурном берегу с чутким портретом счастливого несчастливого детства «Проект «Флорида»» — премьера состоялась в параллельной программе «Двухнедельник кинематографистов». «Красная ракета» и вслед за ней «Анора» перебрались уже в основной конкурс смотра, и публика в смущенной растерянности затаила дыхание после премьеры: пульсирующее энергией новогоднее приключение растопило не только зрительские сердца, но и утомленных хронометражами критиков и лидирует в таблице прессы. Но «симпатии в позолоте» от главного жюри конкурса во главе с Гретой Гервиг пока боязно прогнозировать — если бы сегодня били куранты, победу «Аноры» непременно хотелось бы загадать.

Майки Медисон в роли Эни на кадре из фильма «Анора»

Майки Медисон в роли Эни на кадре из фильма «Анора»

Вы слышали эту романтическую историю со счастливым концом уже множество раз: и в «Красотке», и в «Золушке». Танцовщица эротичного жанра с Брайтон-бич (Майки Мэдисон) взяла часть работы на дом: попался капризный кучерявый клиент из России Ваня (Марк Эйдельштейн), который очень хотел, чтобы нежные слова на ушко ему шептали на родном языке. Анора, которая просит, чтобы ее называли исключительно Эни, — внучка бабушки-узбечки, а потому у нее хватает вокабуляра как минимум на один приватный танец. Мальчишка, который проматывает состояние родителей-олигархов (Алексей Серебряков и Дарья Екамасова) вдали от родины, решает с новой знакомой ворваться в Новый год, а всем известно, что как встретишь, так и проведешь! Получается, это любовь?

Марк Эйдельштейн в роли Вани на кадре из фильма «Анора»

Марк Эйдельштейн в роли Вани на кадре из фильма «Анора»

Какими бы освобождающими и восхитительным финалами ни запоминались фильмы Бейкера и как бы он ни любил своих сиротливых героев без крыши над головой и без царя в этой самой голове, сразу очевидно, что новогодняя сказка «Анора» будет совсем не о любви. Хотя очень хочется ошибаться. Марк Эйдельштейн и Майки Мэдисон искрятся поразительно деликатным влечением на экране, хотя о какой деликатности может идти речи, когда за секс платят деньги? Но пестрый монтаж счастливых лиц и обнаженных тел пробирает до мурашек на коже и красноты щек от стеснения: веснушки, кудри и стразы в уголке глаз выводят причудливые контуры близости — вместе и навсегда. Анора для своих 23 лет поражает усталостью и редкой сдержанностью, которая в конечном итоге уступает гормонам и вере в чудеса. Эни решает, что старомодные финалы и показные жесты возможны и в жизни. Вдруг один удачно встреченный мужчина с большим кошельком и буйством гормонов может решить все проблемы парой объятий, неловким, но милым сексом и кольцом с большим камнем в четыре карата? К сожалению, романтика в «Золушке» эпохи капитализма остается совсем за порогом сказки: балы никто не отменял, а зарабатывать придется самой, в случае Эни — обнаженным телом, но до этого дня не обнаженной душой. 

Майки Медисон, Марк Эйдельштейн и Юра Борисов на Каннском кинофестивале.

Майки Медисон, Марк Эйдельштейн и Юра Борисов на Каннском кинофестивале.

Сознание проясняется, когда становится окончательно понятно, что мужчина, может быть, и помог бы решить часть финансовых проблем возлюбленной, а вот мальчик, зависимый от строгих родителей, точно не подходит на роль спасителя — разве что «убийцы скуки». В хрупкий мир двоих вмешивается половина армянской диаспоры (Карен Карагулян, Росс Бродар) и молчаливый подручный (Юра Борисов): все они исполняют роли воспитателей и посланников отцовской воли — любовное баловство зашло слишком далеко. Романтическая комедия капитулирует перед стремительными криминальными гастролями по Брайтон-бич в поисках беглеца от ответственности. 

Съемочная группа фильма «Анора» на Каннском кинофестивале.

Съемочная группа фильма «Анора» на Каннском кинофестивале.

Бейкер без морализаторства иллюстрирует довольно омерзительный альянс денег и власти — над чужими чувствами и, что, вероятно, страшнее, над чужим телом. Эни же пытается даже в самых чудовищных ситуациях, в которые ее ставит только что нежный любимый человек, держать лицо и ревностно и даже с дикостью охранять чувство собственного достоинства. Именно достоинство и право человека на человеческое отношение в любом социальном положении — общее гуманистическое начало всех фильмов Шона Бейкера. Режиссер не гарантирует, что однажды все будут счастливы, но у каждого есть право попробовать.

В фильмах Шона Бейкера счастье, в общем-то, самый близкий синоним жизни. Мчащаяся камера, вереница кадров, несдержанная игра актеров и ласковая цветовая гамма орут о бешеном желании быть живыми здесь и сегодня — все происходит уже сейчас, до завтра целая вечность. «Анора» — кино настолько безудержного энергетического заряда, что во время просмотра сердце бешено стучит, а дыхание то и дело сбивается. Но больше всего не хочется, чтобы заразительная витальная канитель заканчивалась, а титры вынуждали с Эни расстаться. Но Бейкер прощается еще одним сокрушающе идеальным финалом, который не оставляет времени для сомнений: жизнь происходит прямо сейчас.

Текст: Настасья Горбачевская
8 комментариев
А
на 3 фото, с Юрой и Марком у актрисы такое криповое лицо - ей бы в ужасах типа Улыбки играть. Да это просто неудачное фото, но просто гляньте - там как будто старый японец с гриме и парике ))
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Ну я смотрю, как-то русских актеров не сильно закенселили в Голливуде. А вою-то было....
Я очень рада за наших ребят-актёров, что поучаствовали в таком статусном проекте.
От себя добавлю, что смотреть кино на тему проституции все-таки не буду. Несмотря на то, что социально это очень животрепещущая тема, мне не хочется тратить на это свое время
Синопсис отбил всякое желание смотреть этот фильм
Не люблю Юру Борисова. Покоробил эпизод во втором сезоне сериала Эпидемия про абьюз. Зачем это там было нужно - решительно непонятно, для чего этот эпизод, лишь бы вставить. Просто выбесили. И приходит такой спецназовец Юра Борисов, "волшебник на голубом вертолёте", всех спасает, абьюзер посрамлён, а Борисов объявлен профеминистом. Тьфу.
какая восхитительная рецензия, спасибо! Жду фильм...
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?