Три задачки на формулу абьюзивных отношений от мастера абсурда.
После триумфальной победы «Бедных-несчастных» на Венецианском кинофестивале прошлого года, ожидания от нового фильма Йоргоса Лантимоса на смотре в Каннах были скорее сдержанными. Даже великие не выпускают шедевры с разницей всего лишь в год, а значит можно снизить планку и вернуться в старый-добрый край недоброго абсурда.
«Виды доброты» — кино чрезвычайно злое. Но речь не о глобальном зле, которое, как известно всегда банально, а о мелком пакостничестве, ехидстве, издевательствах, «йоргничестве» и прочих ядовитых укусах чужого эго. Три новеллы рассказывают о разных гранях, градациях и соответственно последствиях созависимых отношений всех форм дисфункциональности. В открывающем сегменте мужчина (Джесси Племонс) готов пойти на все ради своего благодетеля (Уиллема Дефо): 50 оттенков жертвенности в обмен на один покровительственный взгляд. Во втором — супруг (опять Племонс) подозревает, что вместо жены (Эмма Стоун), потерявшейся где-то в объятиях дикой природы, спасатели эвакуировали похожее, но совершенно чуждое существо. Третья и финальная новелла, самая подробная и сложно сочиненная, включает сектантов, близнецов, Маргарет Куэлли, воровство собак и исцеление — в разном порядке и произвольных комбинациях.
Как победитель, которому не нужны новые подтверждения собственной авторской значимости, Йоргос Лантимос решился на хулиганство, созвучное его ранним короткометражкам. Зрителям за немалый хронометраж в три с лишним часа предлагается испытать все грани чувства дискомфорта (женщина по соседству большую часть сеанса провела закрывая лицо руками — зря!). Впрочем, в самоуверенном эпатировании есть и стиль, и шарм, и обаяние: Йоргос объединился с самыми близкими и бесстрашными единомышленниками и единомышленницами, чтобы высмеять добровольное подчинение чужим капризам.
Некоторые совершенно восхитительные сцены и идеи вполне претендуют на самые смелые кинематографические этюды в фильмографии Лантимоса, но совершенно не хочется пересказывать сумасбродные находки в тексте — будто выдавать «престиж» еще до выхода фокусника. Пожалуй, вместо того, чтобы отвечать на вопрос «что», можно попробовать объяснить «как». «Виды доброты» формально далеки от «Фаворитки» и тем более «Бедных-несчастных» — кино вышло куда более лаконичное, компактное и скупое на детали. Но несмотря на визуальную сдержанность, выразительность кадра выкована бесконечной тревожностью, которую провоцирует в первую очередь сбитая симметрия. Когда зритель достаточно погружен в невроз и силится сделать предположения, что же будет дальше, в дело вступают телесные безобразия разного градуса кровожадности: пальцы, головы и внутренние органы то и дело прощаются в кадре со своими обладателями.
Как часто и бывает в случае полных метров, составленных из нескольких коротких, новеллы ощущаются неравнозначными: второй сегмент с пропавшей и вернувшейся женой явно претендует на позицию фаворита в раскладе и упоительно живописует манипуляторские практики в парах. Абьюз для чайников: бесплатно и без регистрации! Эмма Стоун и Джесси Племонс живо наслаждаются игрой в дисфункциональные отношения, которые приводят к яркому финалу, срывающему аплодисменты как куш в казино. Первая запоминается издевательским тоном по отношению к любителям маски жертвы, а третья рискует запутать в слоях иронии и несколько придавить продолжительностью. Единственное, что может огорчить во время встречи с новой картиной Лантимоса — несбалансированность конечностей фильма-Франкенштейна, который идет долгую дорогу не всегда уверенной походкой. С другой стороны — должны настать самые дурные для кинематографа времена, чтобы критики начали жаловаться на чувство юмора и меры Йоргоса Лантимоса. Будет надеяться, что мы их не застанем.
С такой скоростью Руки Вверх раньше альбомы выпускали, напрашиваются аналогии по качеству
Йорничать - разговаривать с черепом бедного Йорика. Предположительно