Всегда вызывает уважение, когда у режиссера есть позиция, программа, как у Дмитрия Астрахана, отвечающего своими фильмами на потребности зрителей, когда он делает именно то, что хотел сделать. Хотел снять обычную семейную историю про мужа-ходока, жену-домохозяйку, их сына, влюбленного в неподходящую, по мнению родителей, особу, - и снял. Она ни на что больше и не претендует. Лишь обрамление картины, пожалуй, слегка "грузит". Фильм "Желтый карлик", первый показ которого состоялся на днях в пресс-клубе киножурналистов России, начинается и кончается маршировкой курсантов. Сын, который смотрит на бравых солдатиков, спрашивает у отца, а если что-то, мол, случится, папа, они придут и спасут? Папа врет малышу, как и положено, а про себя знает и нам не преминет сообщить посредством внутреннего монолога: не придут и не спасут. Вот такая мрачная жизненная философия.
Проблемы семейных пар среднего возраста, стареющих жен и мужей, отцов и детей - что может быть проще, понятнее, узнаваемее, ожидаемее для довольно большой категории зрителей? Постоянный сценарист Астрахана Олег Данилов работает с режиссером в полном согласии и легко мастерит подобные сюжеты. Может еще и подзакрутить, чтобы поинтереснее было. Как здесь, например.
Чтобы отвадить сына-переростка от нежеланной особы из торговой сети, мать (Елена Проклова) готова пойти на рискованный шаг. Она просит супруга, известного писателя (Александр Абдулов), критически на него поглядев (ладно, сойдет), завязать с той романчик. Если потребуется, так и переспать. Поломавшись для виду, писатель, который когда-то сочинил роман "Желтый карлик", в который вложил и душу и талант, а потом стал лепить бульварное чтиво, совершает родительский подвиг. Да продавщица (Анна Легчилова) тоже не лыком шита: поскольку ее, беременную, только что бросил предыдущий ухажер, она ищет варианты отца для своего ребенка и поэтому не упускает из виду обоих, и писателя и его юного отпрыска. Между тем шустрая мать выслеживает ее в женской консультации и разоблачает. В финале маски сорваны, все про всех всё узнают, кроме сына, которого решают не лишать иллюзий и отдают в мужья продавщице. Так, на лжи, замешивается "нормальная" семья - такая же, как и многие другие.
История простая, житейская, из тех, что обсуждают в троллейбусе, как обсуждают героев сериалов, которые "живут" у нас в квартире. Все, что происходит с героями, достоверно, жизненно, и, хотя искусство вроде бы не должно быть копией жизни, эта функция у него есть тоже.Сбивает с толку жанровая чересполосица и то, что Астрахан как-то не договорился с актерами. По сюжету, мизансценам, это что-то вроде театрального водевиля - герои топчутся на одной и той же площадке, произносят много слов, иногда смешных, происходит всяческая путаница; планы, в основном, средние, кинематографических изысков не наблюдается. (Заметно, что кино малобюджетное). В то же время линия бедной беременной девушки сугубо мелодраматическая. А тут еще появляется некий пафос, некая идейно-психологическая нагрузка с этим несчастным карликом из того давнего романа, с которым отождествляет себя писатель, и с защитниками родины - крутись, гражданин, как знаешь, ни армия, ни государство тебя не защитят. Что вызывает у героя суровые размышления о смысле жизни, которые как-то некстати в этой комедии-мелодраме.
Поэтому актеры - кто в лес, кто по дрова. Абдулов шутит, поддает легкого и тяжелого юмора, "хлопочет лицом", войдя в удобный и привычный для него образ элегантного, стареющего донжуана. Легчилова играет нелегкую женскую судьбу, достаточно органично себя чувствуя в своей мелодраматической ситуации. М. Парыгин (сын) - персонаж, судя по всему, комический, но не играет он ничего, очевидно, сообразив, что его роль - чисто функциональная. А вот Елена Проклова, не снимавшаяся лет восемь, к сожалению, представляет собой одну большую проблему. Изображая слегка стервозную дамочку, хотя и более или менее верную жену, примерную мать и хорошую домохозяйку, она весь фильм находится в одном и том же эмоциональном состоянии: ажиотажа и возбуждения, что выражается в беготне туда-сюда по съемочной площадке, крике, выпучивании глаз и непрестанном размахивании руками. Видимо, сказывается волнение от долгого отсутствия тренинга, и лишь когда она "успокаивается", мы вдруг видим "ту самую" Лену Проклову, органичную и естественную.
Так что когда фильмы Дмитрия Астрахана и этот, в частности, сравнивают с бразильским "мылом", боюсь, что режиссеру льстят. Понятно, что и тут и там - "дела семейные", и историю подходящую Данилов напишет так, чтобы было захватывающе, но в любом бразильском сериале в любой третьестепенной роли, актеры точны и профессионально безупречны. Поэтому смотришь и сопереживаешь.Конечно, у нас сейчас никого ничем не удивишь. Однако, в фильме, претендующем на внимание достаточно старомодных зрителей среднего возраста, вряд ли нужно было так широко пользоваться известным легкоматерным выражением "чудак на букву М". Не просто пару раз употребить, а многажды строить на нем целые смысловые эпизоды. Пусть в быту каждый день эти зрители употребляют куда более крепкие словца, но на экране сквернословие режет им ухо. Это традиция, которую нельзя не учитывать
.
И, наконец, последнее. В одном жена героя фильма была совершенно права. Когда говорила, что книжку с таким названием - "Желтый карлик" - ни в жизни бы ни купила. Все объяснения супруга-писателя, как много для него значит этот "желтый карлик" - от великого до смешного, от ничтожного до огромного, как само Солнце, - звучат как-то неубедительно.
Вот и на фильм с таким названием что-то не очень тянет идти, при том, что режиссер Астрахан раньше выбирал такие милые, такие славные зрительские названия: "Все будет хорошо", "Ты у меня одна"… Здесь же какая-то двойная патология: мало того, что карлик, да еще, похоже, из желтого дома. Так что с названием, боюсь, что Дмитрий Астрахан просчитался.