Совсем недавно «Мстители: Финал» всё же смогли обойти «Аватар» Джеймса Кэмерона и стать новым самым кассовым фильмом в истории. И хотя это, конечно, замечательное достижение, мы не могли не вспомнить обо всех тех отличных картинах, к которым мировая касса была куда менее благосклонна. Сегодня мы вспомним десяток отличных, а местами и культовых картин, которые не принесли их создателям никакой прибыли (а часто ещё и приносили огромные убытки)
Фильм Эндрю Доминика считается одним из главных ревизионистских вестернов XXI века, а также одним из величайших достижений в карьере оператора Роджера Дикинса. Он давно обрёл культовый статус в узких кругах, но вот в своё время меланхоличной и неторопливой картине с её исполинским хронометражем в 160 минут не удалось найти контакт со зрителем. При бюджете в 30 млн долларов картина собрала лишь 4 миллиона в США и ещё 15 по всему миру. Не помогло даже участие звезды первого эшелона Брэда Питта, играющего здесь легендарного бандита Джесси Джеймса.
Как и оригинальный фильм в своё время, «Бегущий по лезвию 2049» быстро обрёл культовый статус среди любителей вдумчивой научной фантастики, но при этом провалился в прокате. С бюджетом в 150 млн долларов фильму не удалось добраться даже до 100 миллионов в США, и лишь общемировые сборы позволили фильму уйти «в ноль» (хотя с учётом затрат на маркетинг продюсерская компания Alcon Entertainment все равно понесла убытки).
«Бегущий по лезвию 2049» — огромное достижение в кинематографии и, возможно, самый художественно выразительный sci-fi десятилетия, но зрителей явно отпугнул опять же хронометраж и размеренный темп режиссёра Дени Вильнёва. А может, у широкой аудитории просто странная аллергия на великолепную операторскую работу Роджера Дикинса — как и в случае с «Джесси Джеймсом», у камеры здесь стоял именно он и, более того, получил долгожданный «Оскар» за свою работу (до этого Дикинс номинировался 13 раз, но безуспешно).
Мрачная постапокалиптическая драма Альфонсо Куарона, снятая умопомрачительной камерой Эммануэля Любецки, частенько оказывается во всевозможных топах «лучших фильмов XXI века», и, знаете, заслуженно. Но, несмотря на признание критиков и довольно широкого круга зрителя, фильм едва смог отбить бюджет — при затратах в 76 миллионов долларов он собрал 36 миллионов в США и ещё 70 по всему миру. Впрочем, Куарону недолго пришлось расстраиваться из-за такой несправедливости — уже через шесть лет он отыгрался с «Гравитацией».
Ныне абсолютно культовый «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера в своё время тоже — и в это сейчас очень сложно поверить — не нашёл отклика у широкой публики. Проблема, правда, не столько в фильме и не столько в самой, собственно, публике, сколько в странной маркетинговой кампании, которую вела компания 20th Century Fox. В то время как Финчер хотел рекламировать картину дерзко и вызывающе, они предпочли зациклиться на слове «бойцовский» в названии фильма и промоутировать ленту на боксёрских матчах и прочих ивентах, связанных с единоборствами. Сработало, мягко говоря, так себе: при бюджете в 65 миллионов фильм собрал в домашнем прокате унизительные 37.
Редкий заход Мартина Скорсезе на территорию детского кино, «Хранитель времени» получил высочайшие оценки прессы и впечатляющие 11 номинаций на «Оскар». Но самой целевой аудитории это тёплое любовное послание кинематографу показалось не столь интересным — даже с учётом прогрессивных на тот момент 3D-эффектов. Фильм собрал всего лишь 73 миллиона в домашнем прокате и ещё 185 в общемировом — при бюджете в 170 млн долларов этого оказалось недостаточно, чтобы «Хранитель времени» стал прибыльным.
У прекрасной сайентологической драмы-слэш-чёрной комедии Пола Томаса Андерсона, пожалуй, и не было особых шансов стать зрительским хитом — тут и не самая очевидная тема, и привычный Андерсону романистский замах в сюжете, и не слишком привычный темп повествования, будто бы растекающегося во времени на мелкие разрозненные сцены. Снятый за 32 миллиона фильм собрал вдвое меньше в домашнем прокате, а по всему миру едва дотянул до 28 миллионов, зато подарил номинации на «Оскар» всей ведущей тройке актёров — Хоакину Фениксу, Эми Адамс и ныне покойному Филиппу Сеймуру Хоффману.
Без анимационного фильма Брэда Бёрда («Суперсемейка», «Рататуй») о дружбе мальчика и огромного робота не обходится практически ни один список «лучших мультфильмов всех времён». Но аудитории понадобилось время, чтобы разглядеть шедевр в «Стальном гиганте» — в год выхода, в 1999-м, картина стала одним из самых больших провалов для Warner Bros., собрав всего 20 миллионов долларов при бюджете в 70. Главной причиной тому, скорее всего, стала гегемония DreamWorks и особенно Pixar, которые познакомили индустрию с новой и модной компьютерной анимацией. Нарисованный классическим методом «Стальной гигант» молодой аудитории казался пережитком прошлого и не смог тягаться в прокате со второй «Историей игрушек».
Вершина творчества Дэвида Линча (по крайней мере, до выхода третьего сезона «Твин Пикса» и, может, «Внутренней империи») — сюрреалистичный сказ о жестоком и лживом мире голливудской мечты — совсем недавно был объявлен лучшим фильмом XXI века по версии BBC. Спорить не будем: в этом веке действительно выходило мало картин настолько же сложных и многогранных, обманывающих зрителя и подстёгивающих его к дальнейшим исканиям смыслов в буйной голове безумного автора. И тот факт, что «Малхолланд драйв» при скромном бюджете в 15 миллионов долларов все равно умудрился провалиться в прокате (собрав 7 миллионов), кажется скорее закономерностью, чем несправедливостью. Фильмы в жанре «а что это вообще было?» редко становятся народными хитами, и мы бы, честно, больше удивились, если бы «Малхолланд драйв» не провалился.
Совсем другой и, конечно, гораздо более обидный случай — «Выживут только любовники», самый зрительский фильм в целом довольно неконвенционального режиссёра Джима Джармуша. Философско-романтическую картину о бессмертных вампирах, находящихся в постоянном поиске красивого и пассивно (как, собственно, и все герои Джармуша) ищущих смыслы в искусстве, зрители попросту проигнорировали. Фильм собрал всего 2 миллиона в домашнем прокате — даже при смешном бюджете в 7 миллионов это, конечно, провал.
То ли зрители устали от вампиров настолько, что готовы были плюнуть на великий дуэт Суинтон и Хиддлстона, то ли сыграло решение Джармуша убрать все экшен-сцены (которых продюсеры, напротив, просили сделать больше) — кто знает. Но мы рады, что фильм остался таким, какой он есть, и никакая погоня за кассой не испортила видение режиссёра.
Дерзкая, громкая и во всех смыслах нетипичная адаптация комикса «Скотт Пилигрим» от британского гения визуальной комедии Эдгара Райта — один из самых известных примеров кассовой несправедливости. Фильм, видимо, оказался слишком странным, хаотичным и выдающимся для привычного подросткового кино, и при бюджете в 60 млн долларов смог собрать по всему миру всего что-то около восьмидесяти. Позже, правда, когда фильм дошёл до цифровых носителей, зрители переоткрыли «Скотта Пилигрима» — чему мы, конечно, очень рады. Касса кассой, а место в истории не купить ни за какие сборы.