Примитивное, но залихватское фантастическое приключение в мире компьютерной игры, переполненное отсылками к западной и японской поп-культуре
В 2045 году экономические кризисы довели Америку до такого состояния, что большинство жителей сбегает от реальности в глобальную видеоигру OASIS, битком набитую отсылками к поп-культуре прошлых десятилетий. Несколькими годами ранее создатель игры Джеймс Холлидей скончался, и стало известно, что его долю в компании и власть над OASIS получит тот, кто соберет три разбросанных по игре тайных ключа и найдет оставленную Холлидеем «пасхалку». Поэтому теперь дни и ночи в игре просиживают не только рядовые геймеры, но и корпоративные игроки, ищущие ключи для своих боссов. Однажды подросток-сирота Уэйд Уоттс (Тай Шеридан), который играет под ником «Парсифаль», разгадывает загадку первого ключа и вместе с друзьями возглавляет рейтинг охотников за «пасхалкой». Это привлекает к парню пристальное внимание Нолана Сорренто (Бен Мендельсон) – бессовестного главы корпорации IOI, которая давно пытается захватить OASIS.
Хотите увидеть, как Стальной гигант бьется с Меха-Годзиллой? Стивен Спилберг снял блокбастер специально для вас! Грандиозная, феерически красивая экранизация одноименного «гиковского» романа Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» до краев заполнена персонажами и цитатами из известных фильмов, мультфильмов, видеоигр и комиксов.
Для Спилберга нет корпоративных преград. Он доказал это, когда собирал со всего Голливуда персонажей «Кто подставил кролика Роджера». Теперь мэтр подтвердил свой талант переговорщика в куда большем масштабе. Культурный диапазон его нового фильма – от Кинг-Конга до свежего видеохита Overwatch, а промежуточных остановок видимо-невидимо. Распознать их все удастся лишь тогда, когда лента выйдет на видео и ее можно будет изучать на покадровом просмотре.
Конечно, «Первому игроку приготовиться» не сводится к мощному потоку отсылок и обыгрываний классики. Но если их вычесть, то мы увидим чрезвычайно наивное и плоское повествование, которое имитирует антикорпоративный месседж, но по факту утверждает, что лучшее средство против плохих капиталистов – еще более богатые хорошие капиталисты. То есть люди, которых ограничивают не законы и нормы, а совесть и чувство справедливости. Понятно, что еще может сказать по поводу хищнического капитализма убер-капиталист Спилберг… Он был бы лицемером, если бы «наехал» на нынешний общественный строй в самом корпоративном кино всех времен.
Характеры персонажей ленты еще примитивнее, чем ее идеи. «Первому игроку приготовиться» сочинена как сказка для малышей с характерным черно-белым разделением на безукоризненных «славных ребят» и коварных «плохишей». Последние при этом хоть и не опасные, но не пугающие, и кино смотрится не как напряженный триллер, а как безбашенное полукомическое приключение, в котором значительная доля юмора – это приколы по поводу Нолана и его прихвостней. Бен Мендельсон прямо-таки упивается ролью корпоративного пижона, который из кожи вон лезет, чтобы казаться умнее и круче, чем он есть на самом деле.
Противостоящие Мендельсону молодые актеры на его фоне смотрятся блекло. Однако это не имеет особого значения, поскольку основное действие фильма разворачивается в виртуальной реальности, и на экране по преимуществу рисованные аватары, которые куда занятнее, чем озвучивающие их артисты. В отличие от «Матрицы», где виртуальная реальность имитировала реальный мир и лишь в боевых сценах слегка его искажала, в «Первому игроку приготовиться» виртуальная реальность с гордостью показывает свою компьютерность на каждом шагу, позволяя героям трансформироваться, пользоваться магическими артефактами, сражаться на любом оружии… И разлетаться на игровой «лут» в случае гибели. Почти все пространство OASIS – это разномастные видеоигровые уровни, но там есть и зоны для общения, музей Джеймса Холлидея, танцевальный клуб с нулевой гравитацией.
Действие фильма развивается куда стремительнее, чем в исходной книге, и это превосходно, поскольку не дает времени задуматься над сюжетными ляпами. Вообще, детскость постановки проявляется в каждом ее аспекте, хотя предназначена картина в первую очередь для гиков со стажем. Вряд ли нынешние малыши бурно среагируют на то, как Спилберг обыгрывает «Сияние» Кубрика или игру Adventure для Atari 2600. А ведь это не секундные шутки, а ключевые фрагменты фильма. Собственно, если вы не видели «Сияние», то в кино можете вообще не идти, поскольку вы не поймете, что происходит в середине ленты. Это тот случай, когда иронически пишут: «Фильм для детей от 8 до 80 лет». То есть для публики, в которой независимо от паспортного возраста жив-здоров внутренний ребенок.
В Спилберге этот ребенок явно еще не умер, хотя стариковское брюзжание по поводу того, сколько времени геймеры проводят в игровом мире, в фильме тоже налицо. Лента настаивает, что из игры нужно время от времени выходить, но говорят это персонажи, которым есть что ловить в реальном мире. Для миллионов бедняков виртуальный мир явно лучше, и убедить зрителей в обратном у мэтра не получается. Слишком уж много сил и средств его команда вложила в упоительную параллельную реальность, где каждый шкет может стать героем и утереть нос магнату и где игроки в Halo могут сражаться в одной партии с игроками в Street Fighter.
С 29 марта в кино.