Выходящие на наши экраны "Мечтатели" Бернардо Бертолуччи после венецианской премьеры в сентябре 2003 года вызвали споры: одни увидели в них старческий вуайеризм 63-летнего итальянского классика, другие -- выброс простейшей ностальгической энергии, третьи усомнились в прокатной пригодности картины, где юные герои даны в кадре фронтально обнаженными и прилюдно занимаются черт-те чем. Все так и не так. Бертолуччи слишком большой художник, чтобы использовать свое кино как дешевый аппарат из секс-шопа для утоления сексуальной нужды. А без ностальгии и искусства не бывает...
"Мечтатели" Бертолуччи возвращают нас к старой триаде
Все так и не так. Бертолуччи слишком большой художник, чтобы использовать свое кино как дешевый аппарат из секс-шопа для утоления сексуальной нужды. А без ностальгии и искусства не бывает: даже первый стишок, сочиненный пылким юношей, сублимирует его небогатый, но жизненный опыт. Что касается обнаженки, то кого ей удивишь! В любом случае перед нами не порнушка и даже не сексушка: герои картины интересней в спорах, чем в простейших физических действиях.
Помнить об этом важно для адекватного восприятия нового фильма Бертолуччи. Кино в те годы было эпицентром политической жизни, паролем вожделенной свободы для молодежи; фильмы Годара и сама фигура предводителя "новой волны" стали ее знаменем, идеологией борьбы, искрой, из которой разгорится пламя. Знание этих фильмов наизусть, способность их цитировать – пароль молодежного братства, тест на политическую активность и сознательность. Кино занимало в сознании молодых такое же, а может, и большее место, чем позже занял рок. Секс был одной из составляющих движения. Сексуальная революция корнями спуталась с политическими движениями, секс был символом свободы.
Кино для всех троих – весь свет в окошке, оно более реально, чем реальность, во всяком случае серьезней, значительней и важнее для судеб человечества. Даже китайская культурная революция для героев картины – лишь грандиозный фильм, который разыгран в реальности и где Мао – гениальный режиссер. Мысль, при всей парадоксальности, куда как серьезна. В интервью с Никитой Михалковым в конце 90-х я спросил автора "Неоконченной пьесы…": "А можно срежиссировать целую страну?". "Конечно. Разве президент не режиссер? Что такое режиссура, как не создание мира?" – сказал в ответ Михалков и снял "Сибирский цирюльник", где сублимировал, хотя бы на экране, свои пристрастия к монархиям всех видов. Кино воплощает не реальность, как многие полагают, а субъективные идеалы и концепции мира, из которых многие, как показала история, оказались, увы или ура, воплощенными в жизнь.
Счастливую возможность вернуться в бурную молодость своего поколения Бертолуччи увидел в романе английского писателя Гилберта Адэра, который, собственно, и придумал эту историю. Адэр почти ровесник Бертолуччи, секс тоже стал постоянным мотивом и движущей силой его героев. Так, он заинтересовался генезисом "Смерти в Венеции" и в романе "Настоящий Тадзио" раскопал подлинную историю увлечения Томасом Манном фантастически красивым, но десятилетним поляком. Роман "Любовь и смерть на Лонг-Айленде", экранизированный в 1998 году, повествует о безумной страсти стареющего писателя к юному голливудскому идолу американских подростков – и книга и фильм полны замечательной самоиронии, это своего рода трагикомедии, где зафиксированы причуды человеческих натур и судеб. Гомоэротический подтекст здесь не выведен в отдельную экзотическую резервацию, а стал частью все того же сексуального бунта. "Мечтатели" полны печальной зависти к собственной юности: с высоты лет она кажется автору книги недосягаемо яркой, полной прекрасного накала страстей, новым поколениям недоступных и без продолжения истлевших бесследно. Роману предпослан эпиграф из Шарля Трене:
"Что осталось в итоге от нашей весны?
Пожелтевшие письма, поблекшие сны
и навязчивый старый мотив,
сводящий с ума…".
Поэтому слюнявости воспоминаний в фильме нет. Он упруг, энергичен и несет неистребимый дух бунта. Возможно, именно здесь Бертолуччи нашел алхимический рецепт эликсира, скрепляющего связь веков.