Вам никогда не казалось, что голливудские постеры в новом тысячелетии копируют друг друга, как плохо замаскированные клоны? Так вот: вам не казалось
Сравним для примера постеры «Аватара», «Темного рыцаря», «Броска кобры», «Храброй сердцем» и «Мстителей». Что мы видим? Какие цвета превалируют? Все верно, голубой и оранжевый. И это лишь капля в море – в чем можно убедиться, пролистав галерею с постерами самых кассовых кинолент последних лет. Что с дизайнерами не так? Зачем они это делают?
С дизайнерами все в порядке. Они просто внимательно изучили теории цвета и рассмотрели цветовые круги, использовавшиеся живописцами еще с XVII века.
О чем речь? Цветовым кругом называется схема расположения цветов в виде диска, разделенного на сектора. Наиболее популярен восьмицветный круг, куда входят 7 цветов радуги и примкнувший к ним пурпурный. Размещенные по кругу, эти элементы образуют непрерывное радужное кольцо, в котором, как можно заметить, каждый цвет является оппонентом другого цвета, расположенного на противоположном краю. «Холодные» цвета оппонируют «теплым»: зеленый – красному, оранжевый – синему и.т.д. Такие пары цветов получили название комплиментарных, и за ними было замечено интересное свойство: при использовании в тандеме они делают друг друга сильнее, ярче, выразительней. Достигается мощный художественный контраст, неявно апеллирующий к эмоциям аудитории.
Это «усиление», позволяющее добиться впечатляющего эффекта просто за счет умелого подбора красок, пришлось по вкусу художникам-импрессионистам. В 1888 году Клод Моне писал: «Цвета выигрывают за счет контраста больше, чем за счет своих природных свойств. Основные цвета выглядят ярче, когда они контрастируют со своими комплиментарными оппонентами». Охотно пользовались теорией цвета и Ренуар с Ван Гогом. У них эстафетную палочку перехватили графические дизайнеры. А позже – и создатели кино (неспроста, например, раскрасившие стекла анаглифных 3D-очков красным и зеленым).
Эра цифровых кинопостеров наступила в 1990-е годы, с изобретением и началом активного применения фотошопа в графическом дизайне. И с тех пор, как цветовую гамму фотоизображений стало возможно корректировать вручную, Голливуду грех было бы не взять на вооружение теорию цвета – ведь за каждым кинопостером стоят большие деньги, вложенные в фильм. И, конечно, от постера ожидают, что он будет «продавать» кино, а для этого все средства хороши. Если для того, чтобы «зацепить» зрителя, нужен цветовой контраст, будет ему контраст. Гениальный Ван Гог со своей «Звездной ночью» вряд ли мог ошибаться.
Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начинали, то есть к сочетанию синего с оранжевым – почему гонку за лидерство выиграли именно эти цвета?
Ответ, как часто бывает, лежит на поверхности. Что мы видим в кино чаще всего? Чаще всего мы видим в кино людей. И если только они родом не из Африки, то у них, скорее всего, светлая кожа. Этот постоянный элемент диктует все остальное, поскольку на цветовом круге наиболее близкий к телесному цвету – оранжевый (и его оттенки). А уж если брать оранжевый, то его надо дополнять комплиментарным синим, иначе волшебство не случится.
Сегодня уже вряд ли возможно определить, кто первым использовал это ядерное сочетание на кинопостере. Произошло это, очевидно, не в цифровую эру, а намного раньше, еще когда киноплакаты рисовались от руки. Но настоящая мода на сине-оранжевые постеры пришла в новом тысячелетии, когда все желающие получили возможность «зафотошопить» любое фото таким нехитрым образом. Что делает синий фон, если поместить на него яркий оранжевый элемент? Происходит эстетический взрыв: в картинке сразу возникает напряжение, контраст создает некое настроение, сочетание цветов притягивает взгляд, сулит конфликт эмоций и… и к тому же, это просто красиво.
Синий и оранжевый оказались универсальны во многих отношениях. Это цвета льда и пламени, неба и земли, моря и суши, теплого естественного и холодного «футуристического» освещения и т.д. Синим можно стильно подсвечивать тьму, оранжевым красиво насыщаются эффектные взрывы. Да мало ли примеров – и все они оказываются очень кстати, когда нужно сделать очередной постер, вонзающийся по глазным нервам прямо в мозг.
Естественно, все это в итоге привело к злоупотреблениям. Никто не отменял эффект «длинного хвоста» – то есть желания угнаться за чужим успехом, скопировав схему этого успеха и использовав ее в собственном продукте. Патента на сочетание синего с оранжевым не существует, поэтому киноиндустрию быстро наводнили похожие друг на друга постеры, задравшие уровень синего с оранжевым до предела и сведшие к минимуму участие всех прочих цветов. К концу нулевых годов тренд обрел такую мощь, что превратился в общее место – и остается лишь удивляться, почему киностудии, вливающие в создание постера по сто тысяч, не обеспокоило такое положение вещей. Оригинальность в очередной раз пала жертвой эффективности. Впрочем, принцип «не трогай – не сломается» можно было бы водрузить на месте знака HOLLYWOOD еще много лет назад, в этом плане на «фабрике грез» царит совершенная стабильность.
Но постерами, естественно, дело не ограничилось. В 2013 году студент Стэнфордского университета Эдмунд Хелмер решил проверить, какие цвета превалируют в цветовой гамме уже не постеров, а самих голливудских кинофильмов. Скачав из Интернета наугад около трех сотен трейлеров свежих кинорелизов, он разложил их на кадры и подверг математическому анализу. Выборка оказалась перенасыщена все теми же цветами – синим и оранжевым. И почему бы нет? Этого стоило ожидать.
С тех пор как в 2000 году братья Коэн полностью оцифровали свою ленту «О, где же ты, брат?» и подвергли ее цветокоррекции, приглушив «слишком яркую» картинку до сухих сепийных тонов (эффект «старой фотографии» должен был глубже погрузить зрителя в 30-е годы прошлого века), компьютерная постобработка стала одним из важнейших стилеобразующих факторов в кинопроизводстве. Экспансия в этот процесс энергетического микса синего с оранжевым была лишь вопросом времени. И здесь, как и в случае с постерами, Голливуд также со временем утратил чувство меры. Выкрученная на максимум дуальная цветовая пара погрузила зрителя в сладкие чары выпуклого гиперреализма – чтобы напряжение и внутренняя дрожь не покидали его от начальных до финальных титров, гулять так гулять! Не беда, что таких цветов не существует в природе, ведь это же кино, стильности мало не бывает.
Что в итоге: фантастика, фэнтези, хорроры и экшены буквально взрываются сочетаниями уже известных нам цветов. За примерами далеко ходить не нужно. «Трон: Наследие», «Риддик», «Безумный Макс», «Области тьмы», «Стартрек: Возмездие» используют вангоговский прием во всех сценах, в каких это только можно, а «Трансформеры» и «Я, Франкенштейн» и вовсе пытаются вырвать зрителю глаза, сводя радугу к единственному комплиментарному сочетанию. Метастазы проникли в анимацию (среди пострадавших – «Приключения Тинтина» и «В поисках Немо»; даже переиздание классической диснеевской «Фантазии» подверглось цветокоррекции в «модную» сторону). В последнее время даже комедии не минует чаша сия – например, персонажи «Машины времени в джакузи» выглядят так, будто целый год питались одной морковью пополам с апельсинами.
Когда-то фильмы вроде «Бегущего по лезвию» становились событиями благодаря (в том числе) стильной картинке, нажимавшей на холодный футуризм. Сегодня, став элементом киноязыка и неуклонно костенеющим штампом, это уже тяготеет к банальности.
Естественный вопрос: как долго подобное будет продолжаться? Если верить той же теории «длинного хвоста», прогнозирующей постепенное затухание любых популярных трендов, есть некоторая надежда, что сталкивать оранжевый с синим Голливуду рано или поздно надоест. «Фабрика грез» уже пережила много увлечений, даст бог, сойдет на нет когда-нибудь и холодная синь в тандеме с персонажами, облитыми золотой краской (в этом случае мы будем рады дополнить слово «окончательное» в заголовке статьи кавычками). Вот только когда это произойдет, сказать сложно. И ответ на вопрос, что с этим делать, столь же непрост. Молодым фильммейкерам однозначно стоит взять теорию цвета на заметку, ведь сегодня злоупотребление двумя известными цветами – лучший способ придать своим творениям «голливудский» вид (но не забывайте, что есть еще красный с зеленым и другие комплиментарные пары!). А вот аудитории, похоже, остается только терпеть. Ну, или наслаждаться. Здесь, надо полагать, все зависит от того, с какой периодичностью вы кушаете апельсины.