Рассказываем про самые яркие премьеры с только что завершившегося 30-го российского кинофестиваля «Кинотавр»
Фильм открытия
Валерий Тодоровский доказал, что умеет мастерски воссоздавать атмосферу СССР. Сначала была красочная и пульсирующая цветами «оттепель» в фильме «Стиляги» и сериале «Оптимисты» — теперь «застой». Причем буквальный. Новый фильм расскажет историю московского журналиста, который приезжает с сыном в Одессу к зятю и теще. На дворе конец лета 1970 года — поездка на несколько дней оборачивается продолжительным заключением из-за внезапного холерного карантина. В закрытом городе, как в «Чуме» Альбера Камю, напряжение растет по часам, люди злятся, а давно похороненные секреты внезапно дают о себе знать.
В кино с 5 сентября.
Награды: Лучшая режиссура (Александр Лунгин), Лучшая мужская роль (Александр Кузнецов)
Отмеченный двумя наградами от жюри фильм Александра Лунгина (сына Павла Лунгина) «Большая поэзия» — кино, близкое по духу к «Паттерсону» Джима Джармуша. Правда, вместо одного водителя автобуса здесь два инкассатора провинциального города. Перевозить чужие деньги — занятие утомительное и депрессивное, поэтому молодые парни развлекаются походами в поэтический кружок и просмотром петушиных боев. Вспомнив акмеистское «когда б вы знали, из какого сора растут стихи», друзья решают провернуть что-то по-настоящему грандиозное и поэтическое — например, ограбить банк.
Награды: Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков
Режиссер малобюджетного фильма «Турецкое седло» Юсуп Разыков представил на «Кинотавре» свой новый фильм — такой же малобюджетный, сказочно-притчевый провинциальный очерк. В этот раз об одинокой старушке, которой мешает жить ее давно умерший муж. При жизни он избивал женщину — сейчас мучает во снах, заставляя жить по своим советам. Обещают вневременную историю, в которой смешались русский фольклор, индустриальные мотивы, черная комедия, магический реализм и старый добрый вымысел.
Награды: Приз за музыкальное решение (Игорь Вдовин)
Один из самых ожидаемых фильмов конкурса — возвращение Валерии Гай Германики в большое кино с хоррор-притчей по сценарию Юрия Арабова. Мать рассказывает дочери, приехавшей к ней в деревню, страшилку про волка-людоеда — выдуманная история постепенно становится настоящей, а страх начинает объединять женщин, давно забывших о семейной любви. Пресса неоднозначно приняла фильм: кто-то называл его настоящим шедевром, другие плевались и воротили нос. Впрочем, для творчества Германики это обычное явление, которое только подогревает интерес к фильму.
Награды: Приз за лучший дебют
Одной из главных тем нынешнего конкурса стал развод — про него говорили в «Верности» Нигины Сайфуллаевой и, собственно, «Давай разведемся!», дебютном фильме режиссера клипов группировки «Ленинград» Анны Пармас. Это комедия про женщину, от которой уходит муж. Отпустить супруга к молодой фитнес-тренерше — слишком простой вариант, поэтому героиня вступает в неравный бой за брак и свое будущее. Набив руку на клипах, Пармас, кажется, сняла одну из самых смешных и зрительских отечественных комедий последних лет. По крайней мере, первые отзывы вынуждают в это верить.
В кино с 21 ноября.
Награды: Главный приз, Лучшая операторская работа (Глеб Филатов)
Бывший артист балета Борис Акопов приехал в Сочи со своим кинематографическим дебютом — криминальной драмой «Бык», в очередной раз препарирующей гнойные нарывы 90-х. Фильм, похожий одновременно на «Тесноту», «Хрусталь» (главный актёр Юрий Борисов как раз оттуда) и — внезапно — британское кино о нацболах, взял на «Кинотавре» главный приз, в чём некоторые успели углядеть откровенную регрессию: девяностые как доминирующий хронотоп уже всем надоели. Но «Бык», в отличие от своих собратьев, обещает немного иной взгляд на эпоху: бьющий интонациями, а не драматургией, строящий портрет времени как музыкально-изобразительный, а не сухой сценарный.
Награды: диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Военная драма Александра Золотухина — ещё одного ученика Александра Сокурова — до «Кинотавра» успела побывать в параллельной программе Берлинале, где фильм преимущественно хвалили как удивительное кинематографическое упражнение в образности и монтаже. Фильм о молодом добровольце на Первой мировой войне, который в первом же бою теряет зрение и начинает работать «слухачом» — выслеживать через акустический локатор вражеские самолёты, — Золотухин рифмует с репетициями современного оркестра, выводя историю в рамки вневременного и надысторического.
Награды: специальный диплом жюри «За безграничную веру актёров в режиссёра»
Самый высоко оценённый критиками фильм «Кинотавра» — интимная драма «Верность» о супружеской паре (играют супругов Александр Паль и Евгения Громова), у которых, как водится, что-то в жизни семейной не клеится. Вторая режиссёрская работа Нигины Сайфуллаевой с невиданной в российском кино откровенностью и совершенно неприкрытым эротизмом говорит о вещах, которые принято прятать за ширмами и стыдливыми поворотами камеры, — измены, секс и сложные отношения полов. С таким содержанием «Верности», конечно, сложновато бы жилось в прокате, поэтому фильм выйдет сразу на стриминговый сервис «ТНТ-Премьер», где можно не запикивать мат и показывать во весь экран наготу — а и того и другого в фильме хватает.
Премьера дебютного полнометражного фильма Григория Добрыгина состоялась ещё на фестивале в Роттердаме, и с тех пор он стал одним из самых ожидаемых фильмов среди российского авторского кино. Как ни крути, современные технологии редко проникают в конвенциальный мир «русской драмы™», и история о женатом провинциальном парне, влюбившемся в интернет-красотку, выглядела как минимум свежо. На деле, судя по отзывам, Sheena667 куда сильнее встроена в артхаусный контекст, чем этого бы хотелось, — есть здесь и знакомое уныние, и тоска, и прочие атрибуты звягинщины. Впрочем, даже так интересно посмотреть, как знакомый тлен чувствует себя на просторах Сети.
От нового фильма Юрия Быкова, снятого сразу после избыточно-социального «Завода», ждали как минимум возвращения к истокам — к тихой провинциальной поэтике «Жить» взамен громких неумелых лозунгов его последних работ. И «Сторожа» — картину о, вот так сюрприз, стороже заброшенного завода, который решает помочь супружеской паре в бегах, — действительно называют самым жанровым, что делал Быков в последние годы. Но при этом отмечают, что уже и с простейшими сценарными конструктами режиссёр работает очень сомнительно, и его проникновенная драма в какой-то момент фильма оборачивается непреднамеренной комедией.
В кино и на КиноПоиске этой осенью
Новый фильм Кантемира Балагова «Дылда», взявший приз за лучшую режиссуру в секции «Особый взгляд» Каннского Кинофестиваля, на Кинотавре был представлен вне конкурса.
Второй фильм стал огромным скачком вперед для Балагова-режиссера и маленьким шагом назад для балаговской режиссуры — он увереннее работает со сложной мизансценой, внушительной массовкой и декорациями отлично воссозданного Ленинграда, однако почти не полагается на визуальный сторителлинг и метафоры, как раньше (сцена дискотеки в «Тесноте», потерянный голос героини, финальный кадр с курткой). «Дылда» лишилась сырости и неопытности дебютного фильма, но вместе с ними потеряла особую искренность. Возможно, дело в том, что превратить балаговскую идею в полноценный сценарий помогал писатель Александр Терехов — из-за этого «Дылда» выглядит как неплохая экранизация книги, чересчур близкая к источнику и с сильным акцентом на вербальную силу диалогов.
Наша рецензия.