Безжизненный и картонный экохоррор о семье, спасающейся от кислотных дождей.
Землю накрывает серия кислотных дождей, которые разъедают любой материал и мучительно убивают людей. Девочка-подросток Сельма (Пейшнс Мюнхенбах) учится в престижной школе-интернате и занимается конным спортом. Стихия застаёт старшеклассницу во время лесной прогулки на лошади. Разведённые родители Элиз (Летиция Дош) и Мишель (Гийом Кане) бросают работу и спешат на помощь, но многие шоссе уже перекрыты. Французы и бельгийцы в панике. Люди стремятся уехать как можно дальше от стихии, но кислотные дожди безжалостны к людям. Элиз, Сельме и Мишелю предстоит проехать или пройти несколько сотен километров — вроде бы у брата Элиз Бриса (Клеман Брессон) есть укрытие где-то в горах.
Для режиссёра Жюста Филиппо «Катастрофа» стала вторым полным метром после хоррора «Рой» о кровожадной саранче. Премьера новой картины состоялась во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. Если бы фильм не был французским, а главные роли не исполнили Гийом Кане и Летиция Дош, едва ли подобная блёклая жанровая лента оказалась бы на Лазурном берегу. Полный метр Филиппо вырос из короткометражной картины 2018 года.
Кино об экологических катастрофах всегда актуально и находит своего зрителя. Поскольку у европейцев нет голливудских бюджетов, не стоит ждать от фильма Филиппо зубодробительных экшен-сцен. В «Катастрофе» есть несколько жестоких физиологических эпизодов в духе второй серии недавнего «Падения дома Ашеров» Майка Флэнагана, в остальном же вышла смесь роуд-муви и разговорной драмы с обязательным социальным подтекстом. Естественно, поскольку над главными героями нависла смертельная угроза, нервы на пределе, криков и истерик хватает.
Кино начинается почти без представления центральных персонажей. Аудитории по ходу повествования приходится дополнять портрет Элиз, Сельмы и Мишеля. Отец работал на заводе и во время одной из акций протеста избил руководителя, а потому теперь носит на ноге электронный браслет и постоянно ловит неодобрительные взгляды знакомых и даже случайных прохожих. Эпизод, в котором озлобленный Мишель нападает на работодателя, попал в Сеть, так что папа Сельмы стал звездой общественности. Элиз трудится в доме престарелых, но её брат Брис — состоятельный бизнесмен, так что деньги в семье есть. Дядя может себе позволить оплату дорогой школы племянницы.
Элиз и Мишель общаются сквозь зубы, часто переходя на обвинения. Экологическая катастрофа неожиданно на время объединила распавшуюся семью, хотя Сельме неприятно наблюдать за стычками родителей. Мишель планирует уехать в Бельгию к любимой девушке Карин (Сулина Брахим), которая пока проходит реабилитацию в больнице после несчастного случая на работе. Филиппо не раз подчёркивает разницу в социальном статусе между Элиз и Мишелем. Может, внутренний гнев отца связан с плачевным финансовым положением. Трудно сказать.
Формально «Катастрофу» можно отнести к экохоррору, но режиссёр не очень интересуется глобальным потеплением, а причины выпадения смертоносных осадков остаются неизвестны. Есть только одна сцена, в которой Элиз едет на машине, а по радио вещают о небывалой для марта жаре. Видимо, Филиппо считает, что время объяснений прошло, лучше зрителей как следует напугать, может, тогда перестанут отравлять атмосферу выхлопными газами и начнут сортировать мусор. Зато постановщик с наслаждением показывает, как капли дождя разъедают крыши домов и машин. Не очень понятно, какой глобально у человечества план. Если сильные кислотные дожди не прекратятся, никакой прежней жизни на земле не будет, можно разве что выпускать постапокалиптическое продолжение «Катастрофы».
Условия, в которых оказываются Элиз, Мишель и Сельма, настолько безнадёжны, что не очень понятно, как вообще выбраться из ада живыми. Машина быстро плавится, приходится дальше идти пешком и прибиваться к человекопотоку, которым управляют бельгийские военные. Сцены с пешим перемещением героев напоминают документальные кадры переселения беженцев, тем более что рядом с центральными персонажами оказываются африканцы. Экологическая трагедия уравняла людей, превратила их в массу, обезличила. Теперь это просто поток.
«Катастрофа» может порадовать поклонников апокалиптического жанра, но это совершенно стандартное и невыразительное кино. Главные герои даны схематично, поэтому им трудно сопереживать, а из-за невнятного сценария в экстремальных условиях у отца, матери и дочери мало возможностей проявить себя. Приступы паники сменяются решительными действиями, а иногда семье удачно подворачиваются гаражи, пещеры, ещё не развалившиеся дома. «Катастрофа» застревает между блокбастером и драмой, не впечатляя ни в одном из жанров.