6 апреля 14-летие отметил «Грайндхаус» — амбициозный совместный проект Квентина Тарантино и Роберта Родригеса, который провалился в прокате и в итоге был разделен на два самостоятельных фильма: «Доказательство смерти» и «Планета страха».
По такому поводу мы вспомнили еще семь фильмов, которые по разным причинам были срежиссированы сразу несколькими людьми.
Мало кто помнит, что у одного из самых влиятельных мюзиклов в истории кинематографа, «Поющих под дождем», было два режиссера. Хореограф Джин Келли и его помощник Стэнли Донен с середины 1940-х работали вместе в индустрии — во время съемок своего режиссерского дебюта «Увольнение в город» 1949 года Келли понял, что их рабочие отношения вышли за рамки «начальника-подчиненного» и теперь напоминают классическое сотрудничество, поэтому добавил фамилию Донена к своей в графе «режиссер». Их дуэт поставил еще несколько классических фильмов, а они оба вошли в историю американского кинематографа в статусе «отцов голливудских мюзиклов».
Самый новый фильм в подборке — душераздирающая драма Netflix о потере ребенка под названием «Фрагменты женщины». Формально у фильма один режиссер: венгерский постановщик Корнел Мундруцо («Белый бог»), а в сценаристах значится имя Каты Вебер, которая адаптировала их общую одноименную пьесу. Однако во вступительных титрах зритель обнаружит обескураживающую строку «Фильм Каты Вебер и Корнела Мундруцо», которая не разграничивает их вклад по должностям, а, наоборот, показывает, что «Фрагменты женщины» — их общее достижение. Возможно, когда-нибудь такое обозначение станет стандартом для индустрии, в которой сценаристы частенько жалуются на неблагодарное отношение к своей работе.
Впрочем, Ката Вебер и Корнел Мундруцо — не единственный дуэт, решивший, что фильм не принадлежит режиссеру. До них были французы Марк Каро и Жан-Пьер Жёне: вместе они придумывали идею фильма и писали сценарий, но на съемочной площадке первый отвечал за постановку мизансцен, а второй работал художником- постановщиком. Их творческий союз просуществовал полтора десятилетия и закончился «Городом потерянных детей». После успеха фильма голливудские боссы предложили дуэту заняться постановкой фильма «Чужой 4: Воскрешение» — Жан- Пьер Жёне с радостью согласился, а вот Марк Каро отказался работать без полного творческого контроля. В итоге пути друзей разошлись, и каждый из соавторов начал заниматься своим делом.
«Самый длинный день» — уникальный в истории мирового кинематографа проект, над которым работало сразу несколько режиссеров. Это амбициозная попытка воссоздать одно из главных событий Второй мировой войны, высадку союзников в Нормандии, с разных сторон: глазами французских, британских, американских и немецких солдат. Продюсер киностудии 20th Century Fox Дэррил Ф. Занук доверил постановку такого масштабного проекта трем режиссерам, чтобы сэкономить время и упростить работу с иностранными актерами: Кен Эннакин снимал британские и французские сцены, Эндрю Мортон — американские, Бернхард Викки — немецкие. Кроме того, в титры не попали еще двое: Герд Освальд помогал с режиссурой нескольких немецких сцен, а сам Занук пару раз садился в режиссерское кресло, чтобы отснять американские и британские эпизоды.
У студии Pixar есть замечательная традиция: для работы над постановкой новых мультфильмов они в помощь к основному режиссеру привлекают молодого помощника — не просто второго режиссера, а полноценного соавтора, фамилия которого не затеряется где-то на задворках титров, а будет гордо висеть на постере. Такой подход, судя по всему, нужен для передачи опыта и знаний от ветеранов студии к молодому поколению. Неудивительно, что тот же Пит Доктер, один из режиссеров недавней «Души», заявил, что уже планирует ранний выход на пенсию, чтобы уступить дорогу вчерашним подмастерьям. Одним из будущих кудесников Pixar может стать молодой постановщик Эдриан Молина, который вместе с Ли Анкричем (один из главных людей в студии) срежиссировал «Тайну Коко» — любимый многими мультфильм, который не боится говорить о смерти.
Фильм с поэтичным названием «Человек кусает собаку» — культовая псевдодокументальная комедия о том, как живет бельгийский маньяк Бенуа. Съемочная группа следует за ним по пятам, наблюдает за тем, как он безжалостно убивает людей, ищет способы избавиться от тела и в то же время строит из себя примерного гражданина, здоровается с соседями и приходит в гости к семье. Постепенно участники съемочной группы начинают помогать Бенуа, а потом и сами становятся убийцами. В графах «режиссер», «сценарист», «продюсер» вы заметите три имени — Реми Бельво, Андре Бонзель, Бенуа Пульворд. Это три друга, которые придумали оригинальную идею с псевдодокументалистикой, выпрашивали у знакомых деньги на производство и вместе сняли фильм, никому не рассказывая, о чем картина на самом деле.
Если вы когда-нибудь задавались вопросом «а что происходит с фильмом, когда умирает режиссер?», то этот уникальный кейс даст вам ответ. Советский режиссер Иван Пырьев взялся за экранизацию «Братьев Карамазовых» — монументального и, примечательно, последнего романа Достоевского о причинах греха, упадке морали и смерти Бога. Но после окончания работы над двумя из трех запланированных серий скоропостижно скончался. Работу над последней серией заканчивали главные актеры фильма, Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Последний, к слову, через несколько лет полноценно дебютирует в режиссуре драмой «Самый последний день», но сочтет ее неудачной и больше никогда не сядет в режиссерское кресло.