Обзор иностранной прессы по фильму «Превосходство» и сериалу «Кремниевая долина»
Мы живем в век высоких технологий и не вылезаем из бесконечного информационного поля. Только продрав глаза, мы видим, как на планшетке или телефоне вслед за будильником появляется лента новостей Facebook или «ВКонтакте», которые, в принципе, сопровождают нас весь день – личная переписка, постоянные обновления статусов, да даже плеер переехал с жесткого носителя на, по сути, облачный сервер. У особо информатизированных базовые соцсети, обзовем их так, сопровождаются «чекинами» в Foursquare, 140-символьными постами в Twitter, фото в Instagram и ответами на анонимки в Ask.me. Это лишь социальный сухпаек… Есть же еще LinkedIn, Google+, Tumblr, Flickr и еще дюжина-другая сайтов, предусматривающих какой-либо интерактив. При этом мы олицетворяем лишь потребительское отношение к информационному пространству, но есть и другая сторона – те, кто это пространство создал, компьютерщики… IT crowd.
Знаком ли вам термин «трансцендентность»? Заглянув в словарь, вы узнаете, что это нечто находящееся за пределами мира, нечто запредельное, превосходящее всякое бытие и выходящее за рамки мира явление. У трансцендентного не может быть теоретической подоплеки, не может быть эмпирического свидетельства и какого-либо имманентного состояния.
Иными словами, трансцендентность – это превосходство над сущим, приземленным и аналитическим. Добиться некого незримого господства попытался ученый Уилли Кастер, причем он решил выстроить свой путь к превосходству через более-менее материальные величины – двоичный код. Кастер, будучи одаренным ученым и спецом в области искусственного интеллекта, собрал вокруг себя амбициозных компьютерщиков. Они уверенно шли к своей цели и даже ставили революционные опыты, пока идейного вдохновителя не пристрелили радиоактивными пулями. Правда, технологические террористы и подумать не могли, что пуля не только не убьет Уилла, она поможет ему выйти на новый уровень трансцендентности, обрести бессмертие и воплотить свою душу в киберпространстве, где с ним справиться намного сложнее. Беда еще и в том, что Уилл теперь везде, и ему нужен весь мир.
Ведя разговор о «Трансцендентности» – или, как настаивают наши прокатчики, «Превосходстве», – нельзя не затронуть тему кассовых сборов. Сколько должен заработать 100-миллионый сай-фай с Джонни Деппом в главной роли, Кристофером Ноланом среди продюсеров и одним из творцов «Темного рыцаря» Уолли Пфистером у руля? Хотя бы 35-40 миллионов, но никак не 11.
За провал больше всех, естественно, досталось Джонни Деппу, ведь именно он был главной приманкой для зрителя. Увы, американские зрители на Джека Воробья без грима не пошли, и мы в итоге получили третий подряд провал Джонни на домашнем рынке, причем этот провал получился особенно болезненным, ведь 11 – это даже меньше, чем 29 миллионов «Мрачных теней» и «Одинокого рейнджера». Надо бы заметить, что последний нефраншизный фильм Деппа, который можно с натяжкой назвать успешным в домашнем прокате, вышел аж 5 лет назад – «Джонни Д.».
«Я нарывался на увольнение, потому что мне казалось, будто я в тюрьме, где нет места креативу. Я застрял в четырех стенах, ведь – я не “блокбастер-бой”. Студии сами создали этот образ, этого монстра, которого они продают миру. Я – актер и большую часть времени даже не смотрю кино. Люди скажут, что фильм провалился в прокате, но меня это не сильно заботит», – говорил Депп еще в 2012 году в интервью Mirror.
Эти слова должны были стать звоночком для студий, но не стали. Теперь Деппу ставят в вину его неспособность затащить кинофанов в залы и даже личные взгляды. Некоторые дописались до того, что на прокатный рейтинг Деппа повлияли его размолвка с Ванессой Паради и нелюбовь к американцам, несколько раз проявлявшаяся в интервью.
«Есть некая ирония в том, что актер, зарекомендовавший себя своим тонким восприятием, стал международной суперзвездой в “Пиратах Карибского моря”, где он сыграл броскую, пантомимную роль, для него нехарактерную. Если карьера Деппа в первом эшелоне звезд под угрозой, по крайней мере у него есть путь к отступлению. На него всегда будет спрос у американских и европейских независимых режиссеров. В конце концов, если он играет не в режиме безумного шляпника и не носит на голове птицу, Депп превосходно раскроет любого персонажа», – пишет Джеффри Макнэб (Geoffrey Macnab/The Independent).
Впереди у Деппа шесть проектов, среди которых есть и персонажные роли, и «безумные»: мюзикл «В лес», триллер «Лондонские поля», игривый приключенческий фильм «Маккабрей», криминальная драма «Черная месса», сиквел «Алисы в Cтране чудес» и «Пираты Карибского моря 5». Угадайте, что из этого ряда больше всего ждет широкая публика?
«Беседуя с разными людьми, я пришел к выводу, что “Превосходство” – это тот фильм, который не должен был уйти в производство ввиду сложного сценария, отсутствия оригинальности и чрезмерной сложности для широкого рынка, да и целевую аудиторию “Превосходства” было сложно разглядеть. Вдобавок перед нами снова случай, когда студия совершает ошибку, отдавая режиссеру-новичку фильм со сложной темой, гигантским бюджетом и большой звездой. Этим “Превосходство” напоминает “Джона Картера” с Эндрю Стэнтоном у руля, который впервые вышел за пределы анимации», – считает Майк Флеминг (Mike Fleming/Deadline).
Не стоило снимать? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но знаете, а почему нет, если при самом плохом раскладе потери от фильма составят всего 30 миллионов. Боссы Alcon Entertainment утверждают, что, если на «Трансцендентность» не будет спроса за рубежом, они потеряют порядка 30 миллионов. Видите ли, дебют Уолли Пфистера с самого начала в финансовом плане был для студии не опаснее мухи. Дело в том, что основную часть бюджета покрыл дистрибьютор в лице Warner Bros., спонсировавший производство Alcon. После провала в первый уик-энд в США этот вклад рассматривают как долгосрочную инвестицию в нематериальный актив Уолли Пфистера.
«Warner Bros. и Джонни Депп прогадали с “Превосходством” как с художественной, так и с коммерческой точки зрения, но они правильно сделали, что предприняли попытку, ведь это именно тот тип фильма, который, как мы настаиваем, студии должны взять на вооружение. Я готов подписаться под словами, что, учитывая все факторы вокруг картины, это провал в прокате, в котором никто не виноват», – считает Скотт Мендельсон (Scott Mendelson/Forbes).
В России Джонни Депп, переживающий на экране трансцендентное перерождение, должен был появиться 1 мая, но наши прокатчики, возможно, ужаснувшись американскими сборами, перенесли его на 10 июля. Стоит ли ждать? Зависит от того, что вы хотите увидеть, ибо, как вы уже поняли, универсальным «Превосходство» точно не назвать.
«Есть интригующие, наполовину сформированные идеи, но сценарий и тяжелая, лишенная юмора режиссура Пфистера упрощают все до простенького противостояния добра и зла», – не впечатлился Скотт Фундас (Scott Foundas/Variety).
«”Превосходство” – мрачная, вполне интересная палитра, в которой намешаны вековые страхи, опасения о будущем, горячие темы и старомодные жанровые элементы», – осталась удовлетворена Манола Даргис (Manohla Dargis/New York Times).
«Уолли Пфистер питает необыкновенные амбиции, что достойно восхищения, но не может уложить их в формат традиционного, массового продукта, нацеленного на голливудскую аудиторию. Так “Превосходство” попадает в растущую категорию фильмов с необычными размышлениями о необходимости технологических прорывов в ближайшем будущем. Очевидно, постоянный оператор Кристофера Нолана Уолли Пфистер сунулся в режиссерскую воду, не зная броду», – подытожил Тодд Маккарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
Напугало сказанное о «Трансцендентности»/«Превосходстве»? Предлагаем вам более универсальный, но все же специфичный продукт. В этом году телеканал HBO запустил новый комедийный проект, высмеивающий век информационных технологий, творцов нового времени и всю софт-индустрию. Итак, встречайте – «Кремниевая долина».
– Если хочешь здесь жить, нужно много работать, как Стив.
– Джобс или Возняк?
– …Джобс.
– Джобс – клоун, он даже кода не писал.
Улыбка на лице после прочитанного диалога означает, что вы входите в аудиторию, на которую рассчитывал создатель «Бивиса и Батт-Хеда» Майк Джадж. Речь в «Кремниевой долине» пойдет о группе гиков, готовящих к запуску собственные стартапы. Они бесплатно живут в квартире местного миллионера, который в качестве платы потом заберет 10% прибыли от их будущих проектов.
«Некоторые из озвученных технических и гиковых шуток понятны всем, но есть и такие, к которым, кажется, нужен логин и пароль. В долгосрочной перспективе это может сказаться на шарме “Кремниевой долины”, но, как только сериал займет свою нишу, он надолго утвердится в эфире», – считает Дэвид Хинкли (David Hinckley/New York Daily News).
«Предположим, вы не программист и не планируете изобретать хитовое приложение. Тогда поначалу “Кремниевая долина” покажется вам скорее пафосной, нежели увлекательной. Однако к концу второго эпизода персонажи разогреваются, юмор становится все острее, и жать не restart уже не хочется», – написала Джоанна Остроу (Joanne Ostrow/The Denver Post).
«Здесь нет актера или героя, которого бы вы не хотели бы увидеть вновь, причем нравятся даже те, от кого поначалу воротило. Каждый может быть хорошим или плохим, каждый может существовать в мире, каким мы знаем его сейчас, и каждый способен быть уморительно смешным в той или иной манере», – хвалит персонажей Роберт Бьянко (Robert Bianco/USA Today).
«Это лучшее, самое привлекательное шоу HBO за много лет», – выдал восторженный отзыв Тим Гудман (Tim Goodman/The Hollywood Reporter).
Первый сезон уже начался, и накануне вышел пятый эпизод. Догоняйте, для этого вам потребуется два с половиной часа, поскольку хронометраж серии – 30 минут.