Внешне эффектный комиксный блокбастер со слабой и неинтересной проработкой персонажей
В незапамятные времена на Восточную Африку упал гигантский метеорит из вибраниума – уникального металла с множеством удивительных свойств. Когда в месте падения метеорита поселились люди, они создали страну под названием Ваканда и невероятно процвели, используя вибраниум для всех своих нужд. При этом они сохранили родоплеменную систему и архаичную монархию. Чтобы не привлекать внимание других африканских государств и европейских колонизаторов, вакандцы окружили страну маскировочным полем и скрыли от мира свои футуристические машины и гаджеты. Когда после событий «Первого Мстителя: Противостояние» на трон восходит добросердечный король Т’Чалла (Чедвик Боузман), наделенный благодаря вибраниуму сверхчеловеческой силой и супергеройским костюмом Черной Пантеры, он встает перед выбором: продолжить курс на самоизоляцию Ваканды или начать вершить судьбы мира, используя вибраниумные технологии для поддержки чернокожего населения планеты.
Когда в прошлом году студия Marvel выпустила комиксный блокбастер «Тор: Рагнарёк», мы с энтузиазмом хвалили картину за ясное осознание того, что публике нет дела до судьбы далекого мира, населенного странными существами со сверхъестественными способностями, и что в связи с этим историю о Конце света в Асгарде можно рассказывать не как пафосную трагедию, а как разудалую экшен-комедию. «Если нельзя заставить плакать, то нужно заставить смеяться».
К сожалению, то, что понял постановщик «Тора: Рагнарёк» Тайка Вайтити, режиссер нового марвеловского блокбастера «Черная Пантера» Райан Куглер не постиг. Поэтому его картина совершенно серьезна, с минимумом не всегда уместных шуток и максимумом политического пафоса. Куглер снимал «Черную Пантеру» в расчете, что судьба вымышленной Ваканды затронет каждого зрителя. Но так как Ваканда – это Асгард на Земле, то ее судьба затрагивает не сильно.
Конечно, если в кинозале сидит темнокожий паренек из бедного квартала, который винит во всех своих бедах белых сограждан и грезит о доминировании африканской расы, то для него Ваканда и ее политические склоки могут стать именинами сердца. В кои-то веки на экране толпа темнокожих персонажей, которые круче почти всех белых землян, кроме марвеловских супергероев! Такого зрителя вполне может увлечь конфликт между королем Т’Чаллой, которые тяготеет к изоляционизму, и его двоюродным братом Эриком (Майкл Б. Джордан), который вырос в Америке и который хочет, чтобы Ваканда раздала супероружие всем неграм мира и развязала расовую войну. Но если Африка для вас не родина предков, а далекий и экзотический континент, то «Черная Пантера», которая возводит африканскую экзотичность в квадрат и смешивает ее с холодным футуризмом «Стартрека», покажется вам причудливой, но за душу не берущей.
Разумеется, кинематограф в принципе может влюбить зрителей в самый странный уголок вымышленной вселенной. Но для этого нужны персонажи, которые затягивают публику в повествование. «Черная Пантера» же населена чопорными картонными манекенами, которые лишь изредка проявляют притягательную человечность. Причем хуже всех в этом отношении заглавный герой – преснейший и «правильнейший» король-доброхот, который изо всех сил старается быть положительной ролевой моделью. Несмотря на цвет кожи Т’Чаллы, это едва ли не самый бесцветный из экранных супергероев Marvel. Полная противоположность Тони Старку. Положение мог бы подправить яркий актер в роли Черной Пантеры, но Чедвик Боузман далеко не Уилл Смит, Уэсли Снайпс или Майк Коултер, играющий Люка Кейджа в телесериалах Marvel для службы Netflix. Боузман физически убедителен в роли супервоина, и он хорошо смотрится на королевском троне, но это все положительное, что о нем можно сказать. В свою очередь, Майкл Б. Джордан в роли принца Эрика (он же суперзлодей Киллмонгер) не более чем очередной марвеловский «тренировочный» негодяй, плоский психопат со слабой харизмой и без интересных суперспособностей.
На общем унылом фоне выделяется лишь 16-летняя принцесса Шури в исполнении начинающей британской актрисы Летиции Райт. Шури отвечает в Ваканде за научные разработки и выполняет роль бондовского Q, но при этом она разбавляет церемониальность Ваканды подростковой непосредственностью и девичьим сарказмом. К концу фильма складывается устойчивое ощущение, что «Черную Пантеру» надо было снимать о Шури, поскольку она куда как более занятный персонаж, чем ее не слезающая с пафосных понтов взрослая родня.
Наоборот, Мартин Фримен в роли агента ЦРУ Эверетта Росса, который оказывается втянут в конфликт в Ваканде, откровенно разочаровал. На «крутого парня» (полевой агент ЦРУ! бывший военный летчик!) Фримен никак не тянет, проявить его комедийный талант серьезная роль почти не позволяет, а особой сюжетной потребности в Россе нет. Так что не очень понятно, что Фримен делает в кадре.
Еще менее понятно, зачем в сюжет вписана романтическая линия Т’Чаллы и вакандской шпионки Накии (Лупита Нионго). Любовная искра между персонажами начисто отсутствует, их отношения фактически не развиваются, а с основным сюжетом амуры короля не связаны. Кажется, Куглеру надо было лишь поставить «галочку» в перечне того, что должно быть в супергеройской ленте.
Если проработка героев – главная слабость картины, то главная ее сила – это проработка Ваканды со всеми ее горными пейзажами, эффектными нарядами, татуировками и шрамированием, своеобразным оружием (сверхпрочные боевые копья с энергетическим зарядом) и прочим, прочим, прочим. Вплоть до королевской гвардии, которая состоит исключительно из бритых налысо женщин. Все это впечатляет, а порой и завораживает – особенно в некоторых размашистых боевых сценах и при демонстрации ритуалов Ваканды. Но буйство дизайна и компьютерной графики остается пустой красивой картинкой, если у него нет прочной эмоциональной основы. И потому, какая бы феерия ни разворачивалась на экране, во время сеанса часто посматриваешь на часы и ловишь себя на мысли, что не переживаешь ни за героев, ни за злодеев.
Напоследок заметим, что Куглер отнюдь не оказал услугу своей темнокожей расе, когда снял «Черную Пантеру». Поскольку из фильма следует, во-первых, то, что техническая эволюция в африканской стране не приводит к социальному развитию (Ваканда живет по самым примитивным общественным законам), а во-вторых, что негры всего мира только и ждут того, кто поведет их убивать белых. Это отнюдь не те «посылы», которые должно нести гуманистическое кино. Особенно в такой стране, как Америка, где расовые конфликты еще не скоро уйдут в прошлое. Так что любой, кто восхищается «прогрессивностью» фильма, либо не понимает картину, либо не придерживается прогрессивной философии.
С 22 февраля в кино.