Клэр Фой известна в первую очередь как исполнительница главной роли в первых двух сезонах сериала «Корона»: актриса мастерски воплотила на экране Елизавету II и мгновенно покорила многомиллионную аудиторию. Но это не единственный раз, когда британка играла реальных людей на экране. В честь дня рождения звезды вспоминаем пять героинь из фильмографии Клэр Фой, у которых есть известные прототипы.
Елизавета II
Начать разговор, разумеется, стоит с бенефиса Клэр Фой — роли Елизаветы II. «Корона» подарила актрисе славу, которую она заслуживала, а всем нам — королеву, в которой мы, как оказалось, чрезвычайно нуждались. В сериале Питера Моргана есть множество удачных кастинговых решений, но, пожалуй, именно Фой сделала этот проект таким, какой он есть, — магнетическим и завораживающим. Актрисе удалось показать монаршую особу в разных ипостасях: скованную страхом юную леди перед вступлением на трон, влюбленную жену с утраченными мечтами о тихой жизни в сельской Англии, строгую мать и сестру, безоговорочно преданную своему долгу королеву и всего-навсего неуверенную девушку, которая изо дня в день пыталась принимать правильные решения. Благодаря перформансу Фой королева с открыток и банкнот британского фунта стерлингов превратилась в живого человека. Как бы Лилибет при жизни ни пыталась сохранять ореол волшебства, в 2016 году на Netflix двери Букингемского дворца распахнулись, и каждый желающий взглянул на королевскую особу немного другими глазами. Спасибо за это Питеру Моргану и Клэр Фой.
Диана Кавендиш
Буквально на следующий год после премьеры «Короны» Клэр Фой сыграла в душещипательной драме Энди Серкиса. Сценарий «Дыши ради нас» основан на жизни реального адвоката Робина Кавендиша (его в картине сыграл Эндрю Гарфилд). Обаятельный англичанин заболевает полиомиелитом, из-за которого часть тела мужчины полностью парализует. Отныне Робин не может обходиться без аппарата искусственного дыхания. Казалось бы, жизнь рухнула вмиг, но у больного есть жена Диана (Фой). Именно она заставляет отчаявшегося супруга не опускать руки, несмотря на неутешительные прогнозы врачей. Именно она добивается того, чтобы возлюбленного перевезли из больницы домой — безумное решение в 1950-х. Именно она помогает Робину вновь захотеть жить — ради нее, ради сына, ради себя самого. В конце концов мужчина вместе с другом разработает инвалидное кресло, в которое будет встроен аппарат искусственной вентиляции легких, и изменит жизни множества людей с ограниченными возможностями.
«Дыши ради нас» — в первую очередь звездный час Эндрю Гарфилда. Но, к счастью, Фой не остается в тени коллеги. Актриса в фильме выступает не просто любовным интересом героя, а вполне себе самостоятельным персонажем. На самом деле после просмотра именно Диана долго не выходит из головы: сильная духом женщина, которой не страшны преграды, предубеждения и предрассудки. Фой словно бы выбирает исключительно стойких и многогранных героинь: Диана, как и Елизавета, может быть одновременно нежной английской леди и суровой дамой, которая способна в принципе на все.
Джанет Армстронг
«Человек на Луне» — недооцененное детище Дэмьена Шазелла, которое таит в себе одну из самых сильных работ Клэр Фой. Актриса сыграла жену Нила Армстронга (Райан Гослинг). Но, как и в «Дыши ради нас», Джанет — не просто дополнительное звено в сюжетной линии главного героя, а полноправное действующее лицо. Ведь режиссер не стремился снять шаблонный байопик о сложной судьбе героя Америки. «Человек на Луне» — одновременно хроника жизни известного астронавта и тонкая драма о переживании смерти ребенка и кризиса семейных отношений. Пока Нил бороздит просторы космоса, Джанет остается дома, окруженная осколками сломанного брака и страхами за судьбу супруга. Фой демонстрирует игру, за которую мы все ее и любим, — сдержанную, но выразительную. Ей не нужны красноречивые монологи, чтобы передать эмоции домохозяйки. Актриса показывает трагедию американки в основном безмолвно: встревоженный взгляд и влажные голубые глаза в данном случае действительно говорят куда лучше слов.
Эмили Ричардсон
«Кошачьи миры Луиса Уэйна» — зарисовка жизни художника, который прославился благодаря изображениям антропоморфных кошек. Режиссер Уилл Шарп снял традиционный байопик о гениальном безумце, Бенедикт Камбербэтч сыграл очередного эксцентрика, а Клэр Фой вновь примерила образ жены известного человека. Встреча иллюстратора с будущей супругой — обыкновенной гувернанткой Эмили, которая едва ли может стать достойной партией джентльмену, — стала поворотным моментом в жизни Уэйна и сердцем всего фильма. Один из недостатков байопика Шарпа заключается в том, что Фой на экране недостаточно: к сожалению, идиллия семейной жизни разрушилась из-за болезни новоиспеченной миссис Уэйн. Эмили оставила своего чудака уже спустя три года совместной жизни. Впрочем, актриса успевает влюбить в себя зрителей в течение первой половины фильма: остроумная и в меру строгая гувернантка краснеет при виде хозяина дома, отчитывает нетрезвого мужчину на пороге своей комнаты и делает первые шаги к сближению. Разумеется, героиня в первую очередь представляет собой музу творца, но даже такое избитое амплуа в исполнении Фой получается на редкость запоминающимся.
Герцогиня Аргайл
Если вы когда-нибудь задумывались, какой бы выглядела принцесса Маргарет в «Короне» в исполнении Клэр Фой, то немедленно включайте трехсерийный сериал «Очень британский скандал». Актриса воплотила образ Маргарет Кэмпбелл — роковой женщины, чья личная жизнь то и дело оказывалась на первых полосах прессы. Шоу сосредоточено на браке и расставании аристократки с герцогом Аргайлом: она тянулась к его титулу, он — к ее богатству. Счастья не случилось: вся Англия наблюдала за скандальным разводом четы и нарекла Маргарет «грязной герцогиней» из-за многочисленных любовников. Если в 1960-х светская леди удостоилась критики, то сегодня, наблюдая за интригами супругов на экране, сложно не проникнуться к женщине сочувствием. Во-первых, Маргарет застряла в нездоровых отношениях с жестоким человеком. Во-вторых, общество отвернулось от нее лишь из-за того, что та вела себя «неподобающим» образом. Пожалуй, роль герцогини Аргайл — одна из жемчужин в копилке Фой. Британке посчастливилось изобразить удивительно противоречивую особу: в одну минуту Маргарет вызывает отторжение из-за своего коварства и высокомерия, в другую — жалость и даже восхищение. Как оказалось, Клэр Фой под силу сыграть британских аристократов любой масти: и благочестивых монархов, и свободолюбивых герцогинь.