Популярный сериал «Черное зеркало» пользуется заслуженной любовью фанатов не только за увлекательные и оригинальные сюжеты эпизодов, но и за многочисленные «пасхалки»
Популярный сериал «Черное зеркало» пользуется заслуженной любовью фанатов не только за увлекательные и оригинальные сюжеты эпизодов, но и за многочисленные «пасхалки», разбросанные по сценам и отсылающие к самым разным явлениям в культуре, политике и общественных отношениях. Однако до последнего времени сериал старался не ссылаться на самого себя – долгое время «Черное зеркало» было набором никак не связанных друг с другом историй. Все изменил новый, четвертый сезон, в нем обнаружилось такое число совпадений, намеков, а то и прямых отсылок к предыдущим сериям, что любые отговорки потеряли всякий смысл – да, «Черное зеркало» связано единой сетью событий и образов. Мы собрали для вас десяток самых ярких цепочек, объединяющих сцены неприветливого будущего торжества технологий и искусственного интеллекта.
Тайна двух планет
Выбивающийся из ряда остальных серий «Черного зеркала» своей яркостью и кинематографичностью стартовый эпизод четвертого сезона «USS Каллистер» довольно прямолинейно и далеко не случайно отсылает зрителя ко второму сезону. В эпизоде под названием «Белый медведь» рассказывалось о паре убийц маленькой девочки, Виктории Скиллейн и Иэне Ранноке, которые жестоко поплатились за свое преступление – Виктория, в частности, стала своеобразным экспонатом жестокого сафари-парка. Так вот, в новом сезоне именами двух преступников названы небесные тела – на планету Раннок от преследований «Каллистера» бежит космический злодей Валдак, а на Скиллене IV героиня Кристин Милиоти реализует свой коварный план по обольщению капитана Дэйли. Вряд ли это можно назвать совпадением.
Насилие на экране
Второй эпизод нового сезона пошел еще дальше – впервые в «Черном зеркале» повторно используются уже показанные кадры! Если помните, в «Архангеле» Джоди Фостер рассказывает о матери, которая пытается оградить свою дочь от насилия путем вживления специального чипа, «заблеривающего» жестокие картинки, кровь и оружие. В качестве демонстрации в лаборатории используются кадры из эпизода «Люди против огня», где героиня Мадлен Брюэр по прозвищу Охотница расстреливает мутантов-«тараканов». Впрочем, это не единственный привет авторов предыдущим сериям – в комнате у юной Сары внимательный зритель может разглядеть плакат рэпера Таска из эпизода «Враг народа».
Девушка-видение
Многие отмечают второй эпизод дебютного сезона «Черного зеркала», получивший название «15 миллионов заслуг», как настоящую качественную антиутопию, пугающую своей простотой. В нем героиня, отправившаяся покорять мир своим песенным талантом, в итоге оказалась звездой порноканала WraithBabes. Эротические развлечения – неотъемлемая часть жизни, и вот мы уже видим ту же рекламу WraithBabes в третьем эпизоде нового сезона. В «Крокодиле» Миа пытается скрыть свое отсутствие в номере заказом пикантного кино из библиотеки именно этого канала. Ну, и чтобы два раза не вставать, упомянем, что к «15 миллионам заслуг» авторы обращаются и в шестом эпизоде четвертого сезона – комикс с таким названием можно увидеть у одного из персонажей серии.
Знакомства вслепую
Сюжет четвертого эпизода нового сезона разворачивается вокруг специального приложения, которое подбирает для знакомства пару, исследует поведение живущих вместе мужчин и женщин, а затем на основании полученных данных находит идеальные половинки для своих пользователей. Несложно вспомнить, что аналогичную программу мы уже видели в третьем сезоне – в эпизоде «Игровой тест» персонаж актера Уайатта Рассела использует аналогичное приложение. Больше того, это же приложение можно разглядеть на смартфоне секретарши Елены из эпизода «USS Каллистер», когда она общается с персонажем Джесси Племонса. Похоже, что в недалеком будущем эта программа заменит все существующие соцсети и будет загружена на каждый гаджет.
Привет с пляжа
Пятый эпизод «Металлист» из нового сезона многим показался невзрачным из-за своих черно-белых тонов, минимализма в персонажах и декорациях, кроме того, сюжету отчаянно не хватает предыстории, чтобы мы могли лучше понять мотивы героев. Это, впрочем, не означает, что апокалипсис «Металлиста» разворачивается в каком-то ином мире, нежели остальные серии, и подтверждается это ненавязчивой демонстрацией почтовой открытки с видом на океан, солнечными очками и надписью «Сан-Джуниперо» – именно так называется один из лучших эпизодов третьего сезона «Зеркала». Позже в этой же серии можно увидеть грузовик с логотипом компании TCKR Systems, создавшей и превратившей в виртуальную реальность курортный городок Сан-Джуниперо.
Последняя пчела
Заключительный эпизод четвертого сезона «Черный музей» стал настоящим Клондайком для всех охотников за «пасхалками» и любителей находить связующие элементы между разными фильмами и сериалами. Среди многочисленных экспонатов «Черного музея» можно разглядеть один из сотен тысяч автономных дронов АКД, созданных для того, чтобы заменить пчел в нелегком труде опыления растительных культур, но вместо этого убивших почти полмиллиона человек в эпизоде «Враг народа» в третьем сезоне. Зная специфику предыдущей работы хозяина музея, можно предположить, что «мушку» он извлек из мозга очередной жертвы технологий.
Маска смерти
Еще один впечатляющий объект экспозиции «Черного музея» – костюм и маска Бакстера, злодея, а на самом деле работника жестокого парка аттракционов из выше уже упоминавшегося эпизода «Белый медведь». Именно в такой наряд был облачен преследователь Виктории Стиллен, а знак на его маске повторял татуировку приятеля Виктории и призван был расшевелить память девушки, отбывающей страшное наказание за убийство. Хотя костюм и выглядит достоверно, полагаем, что это все-таки реплика, ибо глупо рассчитывать на то, что Бакстер отказался от работы в «Парке справедливости Белого мишки», зрителей-то и желающих поучаствовать в возмездии предостаточно.
Планшет-убийца
Если уж сериал имеет столько отсылок к предыдущим сезонам, то неужели серии четвертого сезона не имеют собственных связующих нитей? Конечно, такие есть, и они тоже продемонстрированы в «Черном музее» – в прозрачных кубах можно разглядеть своеобразные «приветы» из первого и второго эпизодов нового сезона. К первой серии относится демонстрируемый публике леденец, с которого герой Джесси Племонса собрал образец ДНК сына своего недруга, чтобы затем бесконечно клонировать его в свою виртуальную игру. А ко второй серии отсылает планшет компании «Архангел», через который мать Сары управляла ее восприятием окружающего мира и могла следить за происходящим в поле зрения дочери. Этим же планшетом Мэри в итоге была избита едва не до смерти. Такое орудие смерти, конечно, стоит хранить в труднодоступном месте.
Похититель принцессы
Было бы странно, если бы при таком обилии цитат и отсылок «Черный музей» ничего не связывало с самым первым эпизодом сериала, серией, которая всколыхнула общество и заставила спорить о том, что можно демонстрировать на экране, а что лучше спрятать подальше. И такой контакт, разумеется, есть – среди экспонатов музея можно увидеть фигуру повешенного мужчины, это отсылка к художнику Карлтону Блуму, заставившему британского премьера в эпизоде «Национальный гимн» пережить самое страшное в его жизни унижение, которое, впрочем, смотрел весь мир. Витиеватый арт-перформанс закончился тогда самоубийством Блума, но в памяти истинных ценителей хорошего представления художник место застолбил надолго.
Сообщение для самых пытливых
Наш последний пример не относится напрямую к связке в единое целое нескольких эпизодов сериала, но он отлично демонстрирует чувство юмора его создателей, а также понимание того, для какой аудитории делается шоу и как себя ведут самые преданные фанаты. Создатель «Черного зеркала» тонко подшутил над поклонниками, пытливо выискивающими пасхалки в каждой детали, – в эпизоде «Крокодил» герои демонстрируют в кадре вырезку из газеты, где говорится об их случайной жертве. Конечно, фанаты поставили просмотр на паузу на этом кадре, конечно, они прочитали статью, конечно, они захотели поделиться найденным в Интернете. А написано там было примерно следующее: «Самый большой вопрос заключается в том, зачем кому-то приходит в голову останавливать просмотр, вглядываться в экран и читать случайную газетную статью? – спросит тебя голос в голове, прежде чем ты побежишь рассказывать о своей находке на Reddit» Тролль 80-го уровня!