Формула, согласно которой приятели в конце концов влюбляются друг в друга, легла в основу множества романтических фильмов. Герои размышляют о возможности дружбы между разными полами, пробуют секс без обязательств и попросту боятся испортить устоявшуюся модель отношений. На этой неделе главному фильму поджанра — «Когда Гарри встретил Салли» — исполнилось 33 года. Вспоминаем знаковый ромком Норы Эфрон и еще несколько похожих картин.
Когда Гарри (Билли Кристал) встретил Салли (Мег Райан), молодые люди держали путь в Нью-Йорк и безостановочно спорили друг с другом. Казалось, что на такой точке конфронтации обязательно вспыхнет искра и непременно развернется головокружительный роман. Но выпускники расходятся в разные стороны, чтобы вновь столкнуться лишь спустя пять лет. И даже тогда встреча едва ли что-то меняет в жизни Салли и Гарри: вынужденный совместный полет, очередная перепалка, воспоминания о прошлой поездке. Пройдет еще столько же времени, прежде чем они окажутся в одном книжном магазине и начнут болтать по телефону допоздна. Череда совместных вечеров рождает дружбу, которой, к счастью для всех, суждено разбиться об взаимное притяжение.
Совместное детище Роба Райнера и Норы Эфрон можно назвать переломным моментом в жанре романтических комедий. Во-первых, авторы с самого начала разрушают ожидания зрителей. Во-вторых, мы видим развитие отношений сразу с двух точек зрения. Все это вкупе с живописным Нью-Йорком, остроумными диалогами и запредельной химией между главными героями обеспечивает ленте вечную жизнь.
Двадцатилетний Уоллес (Дэниэл Рэдклифф) на грани депрессии: любимая девушка изменила с преподавателем, после чего он решил бросить учебу в медицинском и перебраться к сестре. По настоянию приятеля (Адам Драйвер) юноша отправляется на вечеринку, где его ждет знакомство с кузиной друга — очаровательной Шантри (Зои Казан). Она художница- аниматорка с чувством юмора и схожими с Уоллесом интересами. Одним словом, родственная душа, которой герою так не хватало. Все идет как нельзя лучше, пока Шантри не упоминает своего бойфренда. Теперь большее, на что герой может рассчитывать, — это утешительная френдзона.
По всем признакам инди-драма Майкла Дауса — типичная история любви. Но все же есть в ней крупицы обаяния, за которые в большей степени отвечают актеры: вовсе не идеальные, но живые Рэдклифф и Казан, а также причудливый Драйвер, ответственный за все безумие, что происходит на экране.
Джулианна (Джулия Робертс) и Майкл (Дермот Малруни) дружат целую вечность. Когда-то в студенческие годы герои заключили шуточный пакт: если ни один из них не найдет вторую половинку до 28 лет, то они обязаны пожениться. Спустя время лучшие друзья и думать забыли о договоре. Настал момент, когда Джулианна вот-вот достигнет того самого возраста, а на автоответчике — как раз сообщение от Майкла. Воодушевленная героиня перезванивает, но вместо предложения руки и сердца слышит приглашение на свадьбу в качестве подружки невесты. До злосчастного звонка девушка и вообразить не могла, как давно она влюблена в лучшего друга. Теперь, не теряя времени, Джулиане необходимо остановить свадьбу и вернуть расположение жениха.
1990-е чаще всего ассоциируются с Джулией Робертс — признанной королевой ромкомов. В созвездии культовых фильмов с участием актрисы «Свадьба лучшего друга» отличается нетривиальным сюжетом. Шаблон «принцесса встречает принца» здесь не работает. Робертс скорее разлучница, которая вмешивается в чужие отношения. А хеппи-энда может и не быть, по крайней мере в привычном понимании для жанра.
Дженна (Дженнифер Гарнер) празднует 13-й день рождения и больше всего на свете мечтает повзрослеть. От своего друга Мэтта (Марк Руффало) девочка получает в подарок домик для кукол и волшебную пыльцу. К сожалению, не все гости торжества настроены дружелюбно по отношению к имениннице. Подружки решают подшутить над хозяйкой дома и во время игры «7 минут на небесах» запирают Дженну и Мэтта в чулане, пока сами спешно покидают праздник. После такого унижения героиня загадывает желание как можно скорее стать тридцатилетней и уже на следующее утро просыпается молодой женщиной, редакторкой популярного журнала. Угадайте, к кому Дженна отправляется за помощью? Конечно же, ко взрослому Мэтту.
Картину Гари Виника можно пересматривать сколько угодно. Сами посудите: здесь есть и интересная завязка, и безупречный каст, и комедийные элементы. Ну а самое главное, незамысловатая, но по- настоящему добрая история любви двух близких людей, которые, может, и потеряли связь друг с другом, но точно не надежду на воссоединение.
В 2010-е наступает эра ромкомов, где на первый план выходит секс и мотив «друзей с привилегиями». Кинематографисты словно бы отчаянно искали новую формулу для возрождения жанра и пытались отойти от классической схемы. Не сказать что эксперимент оказался удачным, но некоторые ленты все же запомнились зрителям.
Одной из таких стала мелодрама с Натали Портман и Эштоном Кутчером в главных ролях. Эмма оказывается в постели со старым знакомым Адамом. Герои когда-то испытывали взаимную симпатию, но с тех пор прошло целых 15 лет. Теперь девушка — медичка с плотным графиком и неверием в моногамию, а парень — начинающий сценарист. Молодые люди решают стать друг для друга любовниками без обязательств. Эмма даже придумывает специальные правила, чтобы друзья не зашли слишком далеко. Но, как известно, правила созданы, чтобы их нарушать, а дружба по закону ромкомов идет насмарку во имя любви.
Декстер (Джим Стёрджесс) и Эмма (Энн Хэтэуэй) учились в одном университете, но познакомились только на выпускном. После неудачной попытки провести ночь вместе молодые люди решают остаться друзьями. Обычно после такой фразы отношения заходят в тупик, связь обрывается, а люди больше не вспоминают друг о друге. Но не Эмма и Декстер: каждый год 15 июля — день их знакомства — они продолжают искать встречи друг с другом.
Фильм Лоне Шерфиг сложно приобщить к ромкомам, но все же «Один день» лучше многих демонстрирует динамику отношений от крепкой дружбы до великой любви. Герои снова и снова встречаются на разных этапах жизни, и мы наблюдаем не столько развитие эмоциональной связи, сколько взросление двух совершенно разных людей. Молодость увядает с беспощадным течением времени, но не союз бывших выпускников, которые, встретив однажды рассвет, решили больше никогда не расставаться.
Рози (Лили Коллинз) и Алекс (Сэм Клафлин) дружат столько, сколько себя помнят. Взрослея бок о бок, они поддерживали друг друга и мечтали, когда придет время, вместе уехать в колледж. Но у судьбы, увы, другие планы: на вечеринке в честь выпускного девушка занимается сексом со школьным красавчиком, а уже через пару недель обнаруживает, что беременна. Пока Рози с ребенком на руках противостоит суровой реальности в Дублине, Алекс в объятиях другой строит новую жизнь в Бостоне. Следующие 12 лет — череда попыток поддерживать связь сквозь расстояние и понять наконец, кем они являются друг для друга.
Вначале кажется, что «С любовью, Рози» — легкая история старшеклассников, которые привыкли воспринимать друг друга как брата и сестру, не допуская возможности иных отношений. Но уже после беременности выпускницы фильм сворачивает на другую тропу, а на экране проносится плеяда трудностей взрослой жизни: несчастные браки, измены, проблемы с деньгами, нелюбимая работа. Наблюдая за такими обстоятельствами и сопереживая Рози, хочется одного — сократить двенадцатилетние метания героев и поскорее вывести их на откровенный разговор.