Киноманы не особенно жалуют ремейки, мало кто в сообществе кинокритиков считает хорроры серьезным жанром. Вообразите теперь, каким нападкам должны подвергаться те, кому приходит в голову перезапускать классические фильмы ужасов. Дело это действительно рискованное, но, как оказалось, прибыльное. Настолько прибыльное, что наши сегодняшние герои – компания Platunum Dunes – решили построить на возрождении былых хоррор-хитов всю свою бизнес-стратегию. Давайте посмотрим, что из этого получилось.
Разумеется, идея перелицовки старых хорроров в соответствующие новому времени картины не могла прийти в голову человеку, далекому от кино, да и инвесторов из числа миллионеров непросто убедить в том, что современная реплика антикварного шедевра может цениться выше своего источника. Так что вас ничуть не удивит тот факт, что за гальванизацию старых «кинотрупов» взялись люди, к кино имеющие давнее и самое непосредственное отношение. Да-да, именно «кинотрупов», мы не оговорились, ведь многие из перезапущенных картин к моменту запуска в производство ремейка уже превратились в посмешище. Но не будем заскакивать вперед, вернемся к нашим героям, энтузиастам, мечтающим вернуть на экраны жанровые хиты своей молодости.
Главной движущей силой сегодняшнего рассказа станет небезызвестный режиссер и продюсер Майкл Бэй. Сегодня его имя ассоциируется с гигантскими роботами, пришедшими из космоса, но «Трансформеры» – отнюдь не единственное, чем ценен для мировой киноиндустрии этот человек. Однако для того, чтобы насладиться всем его величием, стоит заглянуть в далекое прошлое и оценить те шаги, которые сделал Бэй на пути своего покорения мира.
Когда ты родился в Лос-Анджелесе и едва ли не каждый божий день видишь надпись HOLLYWOOD на холмах, сложно не задумываться о карьере в кино. А если к желанию заниматься съемками приложен еще и талант, то тут родителям впору задуматься о том, стоит ли стремлениям чада противиться. Юный Майкл свои таланты раскрыл довольно рано – с детства имевший страсть к грандиозным сценам катастроф и разрушений Бэй устраивал на заднем дворе дома столкновения игрушечных поездов и снимал все это на 8-миллиметровую камеру. Пару раз опасное увлечение становилось предметом разбирательства местной пожарной команды и головной болью родителей, которые, впрочем, давно привыкли к неспокойному характеру сына. Получив профильное образование, Бэй начал активно снимать музыкальные клипы и коммерческую рекламу, превращая каждый ролик в небольшой красочный фильм, и тем самым привлек внимание двух серьезных людей из Голливуда – продюсеров Джерри Брукхаймера и Дона Симпсона. Первой большой работой в кино для Майкла Бэя стал боевик «Плохие парни» 1994 года, картина переломная и для режиссера-дебютанта, и для исполнивших главные роли Уилла Смита и Мартина Лоуренса. С тех пор пошло-поехало.
К 2001 году Майкл Бэй как режиссер подошел с весьма противоречивым багажом, в его коллекции числились боевик «Скала», фантастический «Армагеддон» и околоисторический «Перл-Харбор», картины высокобюджетные, хорошо собирающие деньги в кинотеатрах, но при этом в пух и прах разбитые критиками. Если бы слова сторонних специалистов были для Бэя значимыми, он давно бы ушел из индустрии, но, кажется, критика его только раззадоривала, и Майкл словно искал для себя новых приключений. На дорогостоящие подвиги, правда, в одиночку Бэй не решился, а предпочел создать компанию, которая занималась бы производством картин, чей бюджет не превышает отметку в 20 миллионов долларов, но при этом имеющих кассовый потенциал, в разы превышающий затраты. Словно по заказу, в 2001 году, когда свет увидела компания Platinum Dunes, названная в честь одного из первых студенческих фильмов, снятых в свое время Бэем, для приобретения стали доступны права на франшизу «Техасская резня бензопилой», стартовавшую классической картиной 1974 года. За этот проект и ухватился Бэй и его соратники по новой компании, продюсеры Брэдли Фуллер и Эндрю Форм – молодые, амбициозные деятели, ищущие свою нишу в обширной сфере кинематографа. Продолжение делать было глупо, поэтому Platinum Dunes начала работу над ремейком.
Первая картина компании увидела свет в 2003 году. Поставил ее дебютант Маркус Ниспел (до последнего момента поклонники верили в то, что режиссурой займется сам Майкл Бэй, но тот ограничился продюсированием), на главную роль была приглашена не слишком раскрученная к тому времени Джессика Билл, а роль главного злодея была предназначена Дольфу Лундгрену, который, впрочем, из проекта выбыл. На съемки компания потратила меньше 10 миллионов, еще 20 потратила на маркетинг, но была вознаграждена за старания уже в первый прокатный уик-энд – 28 миллионов в одних только США. Стратегия, выбранная Бэем, сработала. Общие сборы картины превысили сотню миллионов, сделав новую «Резню» самым кассовым и прибыльным во всей франшизе. Критики захлебнулись желчью, но Бэя это только развеселило, он уже присматривал себе место для нового шага вперед.
Второй картиной, созданной силами Platinum Dunes, стал «Ужас Амитивилля», и создан этот фильм был по лекалам «Техасской резни» – снова ремейк, снова режиссер-дебютант (на этот раз Эндрю Дуглас), снова восходящая звезда в главной роли (теперь Райан Рейнольдс), снова более чем скромный бюджет. Результат повторяет итоги проката «Резни» почти дословно – снова сто с хвостиком миллионов долларов сборов при скрежете зубов критиков. А вот дальше компания сделала несколько не самых удачных движений. В 2006 году Platinum Dunes выпустила первый в своей истории сиквел – «Техасская резня бензопилой: Начало». Оказалось, что история была отыграна первым фильмом – сиквел собрал всего 50 миллионов долларов, что, хоть и принесло существенную прибыль компании, надолго охладило пыл Platinum Dunes стряпать продолжения. Далее последовал ремейк «Попутчика», в большей степени триллера, нежели хоррора. И снова оказалось, что зрителю это не очень интересно – сборы лишь символически превысили затраты на производство. Возможно, виной такому слабому выступлению очередной картины Platinum Dunes стало то, что сам Майкл Бэй в это время был занят постановкой первого фильма о Трансформерах и потому не мог уделять проекту должного внимания.
Уроки, впрочем, были извлечены и без того – Platinum Dunes решила впервые заняться оригинальным проектом. Для дебюта была выбрана картина «Нерожденный» по сценарию автора «Темного рыцаря» Дэвида С. Гойера, им же и поставленная. Заоблачных финансовых высот картина не достигла, но уверенность в собственных силах компании вернула. Впрочем, зрители жаждали возвращения известных героев, а не придумывания новых, и Platinum Dunes пошла поклонникам хорроров навстречу – в 2009 году свет увидел ремейк «Пятницы, 13-е», а в 2010-м второе рождение получил «Кошмар на улице Вязов». Критики привычно пошипели, народ привычно принес в кассы кинотеатров по сотне миллионов, и компания на какое-то время свою деятельность приостановила.
Впрочем, это лишь затишье перед бурей. Дело в том, что в 2009 году Platinum Dunes заключила с Paramount Pictures взаимовыгодный контракт, который расширяет сферу деятельности компании. Теперь подопечные Бэя не только будут заниматься дешевыми ремейками, но и поучаствуют в создании грандиозного блокбастера. Уже в этом году мы увидим новое воплощение на экране «Черепашек-ниндзя», а это, на минутку, монстр со 125-миллионным бюджетом. Этот опыт Platinum Dunes еще только предстоит пережить, поэтому от старой схемы компания не спешит отказываться – прошлогодняя «Судная ночь», стоившая всего 3 миллиона, собрала в мире 90 и сразу получила заказ на продолжение. Попутно Platinum Dunes обживается на телевидении – пиратский сериал «Черные паруса» уже закрепился в сетке канала Starz, а на очереди уже маячит апокалиптический «Последний корабль». Так что Майкл Бэй – это не только «Трансформеры: Эпоха истребления», в этом году вы видите его детища, возможно, даже чаще, чем чьи-то иные. И почти каждое оказывается успешным, пусть временами они и являются всего лишь переделками старых фильмов. Повторение – мать учения.
Самые успешные фильмы: «Кошмар на улице Вязов», «Ужас Амитивилля», «Техасская резня бензопилой»
Самый неудачный фильм: «Всадники»