Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Самый ценный груз» — анимационную ленту Мишеля Хазанавичуса

Основанная на романе Жан-Клода Грюмбера картина о спасении ребенка во время Холокоста.

Добавить в закладки

Трейлер

Польша времен Второй мировой войны. В лесу вдали от цивилизации живут лесоруб вместе с женой. Однажды женщина находит в сугробе ребенка: младенца выбросили из «поезда смерти», который держал путь в концлагерь. Пережив когда-то потерю собственного ребенка, героиня не может отказаться от «дара». Муж между тем обходит плачущую девочку стороной и приказывает супруге немедленно избавиться от малышки. День за днем новая обитательница дома заставляет лесоруба смягчиться. Казалось бы, в отношениях домочадцев наступает идиллия. Но в округе ползут слухи о появлении ребенка из ниоткуда, соседи начинают задавать вопросы и косо поглядывать на чету, а семья оказывается в опасности. 

Кадр из анимационного фильма «Самый ценный груз»

Кадр из анимационного фильма «Самый ценный груз»

«Самый ценный груз» добрался до российского зрителя прямиком с Каннского кинофестиваля. На Лазурном берегу впервые за 16 лет в основном конкурсе участвовал мультфильм. Предыдущий раз такой чести удостоился «Вальс с Баширом» Ари Фольмана. Мрачный рассказ о Холокосте остался без наград и не попал в список оскаровских номинантов, как это было с работой Фольмана, — тогда израильский проект был представлен в категории «лучший фильм года на иностранном языке». 

Кадр из анимационного фильма «Самый ценный груз»

Кадр из анимационного фильма «Самый ценный груз»

Мишель Хазанавичус — один из тех режиссеров, о которых сложно говорить, не употребив слово «экспериментатор». В карьере мастера царит смешение жанров: рядом с зомби-комедией («Убойный монтаж») расположились семейное фэнтези («Папина дочка») и снятый в духе новой волны байопик о ГодареМолодой Годар»), а апофеозом в карьере француза стал «Артист» — оскароносная черно-белая лента об эпохе немого кино, сделанная в стиле фильмов 1920-х. Отсутствие страха перед новизной рождает как минимум зрительское любопытство. А благодаря предыдущему опыту вряд ли кто-то удивится, что француз вновь бросается исследовать новые направления кинематографа. Пусть «Самый ценный груз» не достигает высот «Артиста» и не обновляет жанр, проект органично вписывается в эклектичную фильмографию автора. 

Кадр из анимационного фильма «Самый ценный груз»

Кадр из анимационного фильма «Самый ценный груз»

Безымянные герои «Самого ценного груза» (закадровый голос именует супругов исключительно как бедный дровосек и бедная жена дровосека) испытывают последствия войны на повседневном уровне: еды практически не хватает для двоих, а молоко от соседа оказывается дороже всех благ. Хазанавичус экранизирует роман Жан-Клода Грюмбера и сосредотачивается на мирных гражданах, не особенно вовлеченных в ход исторических событий. Аушвиц располагается неподалеку, но местных от невыносимого кошмара отделяет стена и, возможно, добровольная слепота. Страшнее всего наблюдать за антисемитизмом, отравляющим воздух и сознание людей: найденная девочка для лесоруба — воплощение врага и «бессердечной», таким эпитетом в фильме называют евреев. А местные мужчины, товарищи главного героя, во время ликования после окончания войны не могут сдержать национальную ненависть: очевидно, ужасы концлагерей дойдут до народа позже. А пока жителям леса привычно делить общество на своих и чужих, объединяться против иллюзорного противника и бездушно винить во всех смертных грехах «другого». 

Авторы анимационной ленты используют темные и приглушенные оттенки, а сама картинка напоминает акварельную зарисовку. Простой и даже минималистичный визуал хочется обсуждать и анализировать больше, чем драматургические штрихи. Сценарий ничем особенно не поражает: конечно, сложно не проникнуться сочувствием к паре, спасшей еврейскую девочку, но едва ли перед нами лента, вынуждающая искать носовые платки во время просмотра. Картине также не хватает времени для раскрытия героев: «Самый ценный груз» напоминает не целостный фильм, а растянутую короткометражку. Впрочем, вывод, к которому автор приходит к финалу, не будет лишним повторить в очередной, тысячный раз: любовь — основа всего, а мир не выстоит без доброты людских сердец. 

Текст: Гульназ Давлетшина
3 комментария
А
После высера Поиск который Хазанавичус снял в 2014 году его новые опусы как то смотреть не очень хочется.
Скрыть 2 ответа
2 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?