Основанная на романе Жан-Клода Грюмбера картина о спасении ребенка во время Холокоста.
Польша времен Второй мировой войны. В лесу вдали от цивилизации живут лесоруб вместе с женой. Однажды женщина находит в сугробе ребенка: младенца выбросили из «поезда смерти», который держал путь в концлагерь. Пережив когда-то потерю собственного ребенка, героиня не может отказаться от «дара». Муж между тем обходит плачущую девочку стороной и приказывает супруге немедленно избавиться от малышки. День за днем новая обитательница дома заставляет лесоруба смягчиться. Казалось бы, в отношениях домочадцев наступает идиллия. Но в округе ползут слухи о появлении ребенка из ниоткуда, соседи начинают задавать вопросы и косо поглядывать на чету, а семья оказывается в опасности.
«Самый ценный груз» добрался до российского зрителя прямиком с Каннского кинофестиваля. На Лазурном берегу впервые за 16 лет в основном конкурсе участвовал мультфильм. Предыдущий раз такой чести удостоился «Вальс с Баширом» Ари Фольмана. Мрачный рассказ о Холокосте остался без наград и не попал в список оскаровских номинантов, как это было с работой Фольмана, — тогда израильский проект был представлен в категории «лучший фильм года на иностранном языке».
Мишель Хазанавичус — один из тех режиссеров, о которых сложно говорить, не употребив слово «экспериментатор». В карьере мастера царит смешение жанров: рядом с зомби-комедией («Убойный монтаж») расположились семейное фэнтези («Папина дочка») и снятый в духе новой волны байопик о Годаре («Молодой Годар»), а апофеозом в карьере француза стал «Артист» — оскароносная черно-белая лента об эпохе немого кино, сделанная в стиле фильмов 1920-х. Отсутствие страха перед новизной рождает как минимум зрительское любопытство. А благодаря предыдущему опыту вряд ли кто-то удивится, что француз вновь бросается исследовать новые направления кинематографа. Пусть «Самый ценный груз» не достигает высот «Артиста» и не обновляет жанр, проект органично вписывается в эклектичную фильмографию автора.
Безымянные герои «Самого ценного груза» (закадровый голос именует супругов исключительно как бедный дровосек и бедная жена дровосека) испытывают последствия войны на повседневном уровне: еды практически не хватает для двоих, а молоко от соседа оказывается дороже всех благ. Хазанавичус экранизирует роман Жан-Клода Грюмбера и сосредотачивается на мирных гражданах, не особенно вовлеченных в ход исторических событий. Аушвиц располагается неподалеку, но местных от невыносимого кошмара отделяет стена и, возможно, добровольная слепота. Страшнее всего наблюдать за антисемитизмом, отравляющим воздух и сознание людей: найденная девочка для лесоруба — воплощение врага и «бессердечной», таким эпитетом в фильме называют евреев. А местные мужчины, товарищи главного героя, во время ликования после окончания войны не могут сдержать национальную ненависть: очевидно, ужасы концлагерей дойдут до народа позже. А пока жителям леса привычно делить общество на своих и чужих, объединяться против иллюзорного противника и бездушно винить во всех смертных грехах «другого».
Авторы анимационной ленты используют темные и приглушенные оттенки, а сама картинка напоминает акварельную зарисовку. Простой и даже минималистичный визуал хочется обсуждать и анализировать больше, чем драматургические штрихи. Сценарий ничем особенно не поражает: конечно, сложно не проникнуться сочувствием к паре, спасшей еврейскую девочку, но едва ли перед нами лента, вынуждающая искать носовые платки во время просмотра. Картине также не хватает времени для раскрытия героев: «Самый ценный груз» напоминает не целостный фильм, а растянутую короткометражку. Впрочем, вывод, к которому автор приходит к финалу, не будет лишним повторить в очередной, тысячный раз: любовь — основа всего, а мир не выстоит без доброты людских сердец.