Когда студии вкладывают в фильмы сотни миллионов долларов, они ищут гарантий того, что кино вызовет большой интерес, и потому опираются на уже проверенный на публике материал
С тех пор как жители древних Афин придумали театральные представления, массовое искусство стоит на двух китах – том, чего публика ждет, и том, что становится для нее сюрпризом. Когда спектакль, фильм или книга ничем вас не удивляет, вы чувствуете, что зря потратили время. Когда же произведение искусства только и делает, что выбивает у вас почву из-под ног, вы ощущаете себя ошарашенно и неуютно. Для артхауса такое подходит, а вот для массового искусства не годится. Идеальное массовое произведение должно быть сбалансированным сочетанием космоса и хаоса, предсказуемого и непредвиденного, ожидаемого и неожиданного.
В случае современного Голливуда это значит, например, что если картина продолжает известную и популярную сюжетную линию, то студия вполне может занять в главных ролях «темных лошадок», которые станут одним из сюрпризов картины – желательно приятным сюрпризом. И наоборот – если сюжет оригинален и полон неожиданностей, то публике будет приятно, если разыграют такую историю не просто известные актеры, а яркие звезды с устоявшимися имиджами. Взгляните с этой точки зрения на «Бэтмен: Начало» и «Начало» Кристофера Нолана, и вы сразу отметите, что если на роль Бэтмена режиссер мог пригласить буквально кого угодно (конечно, если бы актер подошел внешне и вписался в образ супергероя), то на роль Кобба надо было брать героичную знаменитость уровня Леонардо Ди Каприо.
Интересно, что исполнитель, который еще вчера считался неизвестным или малоизвестным, способен благодаря роли в приквеле/сиквеле/экранизации так быстро и высоко взлететь, что его сразу можно будет брать в оригинальные фильмы, выстроенные вокруг звездных ансамблей. Так, Кристиан Бэйл снялся в нолановском «Престиже» сразу после «Бэтмена: Начало», но уже на правах международной знаменитости.
Однако все не так просто, как хотелось бы студиям. Чтобы участие звезды поддерживало оригинальное кино, мало просто пригласить в фильм известного актера. Нужно дать ему роль, которая соответствует ожиданиям публики или, наоборот, прямо им противоречит. Скажем, если вы приглашаете героя боевиков, то вам для него нужен боевой персонаж. Или, в порядке ироничного ерничества, патологический трус. Тот же Бэйл играл в «Престиже» сильного, мужественного, одержимого и загадочного человека, готового на все ради профессионального триумфа. Это, конечно, не супергерой, но персонаж с явными нотками Бэтмена.
Теперь присмотримся к «Пассажирам». Это оригинальный фантастический блокбастер, сценарий которого еще десять лет назад написал Джон Спэйтс, будущий сценарист «Прометея» и «Доктора Стрэнджа». Как это нередко бывает со сценариями, не основанными на знаменитых произведениях и требующими для экранизации больших вложений, «Пассажиры» очень долго искали студию, режиссера и ведущих звезд. Действие фильма развивается на космическом корабле, где почти все пассажиры и члены экипажа находятся в многолетней гибернации. Так что основных действующих лиц всего двое. Это проснувшиеся раньше времени парень и девушка, и на плечи исполнителей этих ролей ложится почти вся драматическая нагрузка картины. Тем важнее был безупречный кастинг проекта.
Как мы уже написали, продюсеры пригласили на роли Джима и Авроры Криса Пратта и Дженнифер Лоуренс. Оба они еще недавно были в положении Кристиана Бэйла перед выходом «Бэтмен: Начало». Пратт хорошо зарекомендовал себя в культовом ситкоме «Парки и зоны отдыха», после чего его взяли на комико-героическую главную роль в «Стражах Галактики», а затем пригласили в «Мир Юрского периода». Лоуренс, в свою очередь, удостоилась номинации на актерский «Оскар» за артхаусную драму «Зимняя кость», после чего попала сперва в «Людей Икс: Первый класс», а затем в цикл «Голодные игры», завершивший ее превращение в суперзвезду. Попутно она удостоилась «Оскара» за романтическую трагикомедию «Мой парень – псих» и была номинирована на актерскую статуэтку за «Аферу по-американски» и «Джой».
К съемкам в «Пассажирах» Пратт и Лоуренс приступали в качестве самых «горячих» молодых голливудцев. Однако их приглашение было обусловлено не только их известностью, но и тем, о чем говорилось выше, – соотношением между ролями, которые они играли прежде, и ролями, которые они получили в «Пассажирах».
Пратт вошел в роль Джима, как рука входит в сшитую по мерке перчатку. В отличие от многих «героических» исполнителей, Пратт специализируется не на суровых и суперкрутых парнях, а на небезупречных, человечных, не очень умных, отчасти комичных персонажах, которые, однако, знают свое дело и при необходимости могут совершить Поступок с большой буквы «П». Джим – как раз такой персонаж. Это талантливый механик, который в кульминации ведет себя безупречно героически, но до нее совершает как «правильные», так и «неправильные» поступки, что на время ссорит его с Авророй. Пратт не боится казаться смешным идиотом, и в «Пассажирах» есть для этого место, хотя его там куда меньше, чем в «Парках и зонах отдыха», где герой Пратта идиотничал напропалую. Все-таки Джим – куда более умный персонаж, чем Энди. Тем не менее герой «Парков» был удивительно обаятелен, несмотря на все его кретинство, и в «Пассажиров» Пратта среди прочего пригласили, чтобы зрители хорошо относились к Джиму, когда он начнет поступать неблаговидно.
C Лоуренс получилось хуже. Аврора не просто так носит имя принцессы из «Спящей красавицы». По американским меркам она – почти что принцесса, дочь знаменитого нью-йоркского писателя. В США не любят делить свое общество на классы, но Аврора явно принадлежит к совсем другому классу, чем рабочий Джим, и в фильме это не раз отмечается и подчеркивается.
Лоуренс, однако, сделала себе имя на «рабоче-крестьянских» персонажах. Даже ее комичная героиня из «Аферы по-американски», которая порой ведет себя как капризная принцесса, явно не происходит из высшего общества. В «Голодных играх» же весь цикл выстроен вокруг того, что Китнисс не просто далека от сильных мира сего, а активно им противостоит ради создания более справедливого общества. Насколько актриса была органична тогда, настолько она неорганична в новом фильме. Все время ждешь, что выяснится, что на экране обманщица, которая выдает себя другого человека, а на самом деле принадлежит к тому же сословию, что и Джим.
И все же аура прошлых ролей Лоуренс работает не только против фильма, но и в его пользу. Во-первых, если Аврора и Джим, вопреки сюжетной линии, воспринимаются как люди из одного класса, то они выглядят убедительнее как романтическая пара. Во-вторых, когда в кульминации картины Аврора начинает геройствовать вместе с Джимом, этому веришь безоговорочно, хотя прежде писательница отнюдь не была представлена зрителям как девушка, от которой стоит ждать поступков Китнисс.
Наконец, в-третьих, для морального уравнения «Пассажиров» важно, чтобы Аврора ни в одной сцене не показалась жалкой жертвой, а Лоуренс жертвой в кадре не была никогда (если считать ее известные роли). Так что Аврора не воспринимается как жертва даже тогда, когда такой взгляд на героиню напрашивается. В любой ситуации Лоуренс создает впечатление сильной и решительной женщины, которая может за себя постоять и которая сама определяет свою судьбу, даже если другие пытаются на нее повлиять.
Как видите, в общем и целом «Пассажиры» выигрывают от того, что роли в них исполняют знаменитости с «багажом» известных ролей, и картина неплохо использует этот багаж в своих художественных интересах. Конечно, в первую очередь звезд привлекают по соображениям бизнеса, но для искусства их присутствие тоже важно. Тем более когда весь фильм водружен на плечи двух человек. И, разумеется, дорогих спецэффектов.