Подходящий к концу год вряд ли запомнится обилием фантастического кино. Но умеренное количество компенсируется качеством и масштабом отдельно взятых картин. Собрали лучшие сай-фаи года, среди которых песчаная утопия Вильнева, монструозный долгострой Копполы, хитроумное инди и самобытные российские проекты.
«Дюна: Часть вторая» доказывает, что Дени Вильнев снял сиквел, не только оправдавший надежды фанатов, но и способный превзойти даже самые смелые ожидания. Продолжение истории Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе), возглавившего борьбу жителей песчаной планеты Арракис фрименов против тирании Харконненов, еще лучше раскрывает характеры основных действующих лиц и полноценно погружает зрителей в суровый мир «Дюны», словом, предлагает все то, чего так не хватало первому фильму.
Фатум, религиозный фанатизм, масштабные батальные сцены и полноценное появление гигантских песчаных червей — «Дюна: Часть вторая» отправляет скептиков в нокаут уже первыми кадрами и ставит титаническую работу Вильнева в один ряд с эталонными сай-фай-продолжениями вроде «Чужих» и «Империя наносит ответный удар».
Экранизация одноимённой книги Кира Булычёва вышла в апреле и с лёгкостью удержала звание наиболее амбициозной студийной фантастики года из России. История подростка Коли Герасимова (Марк Эйдельштейн) и его знакомства с гостьей из будущего Алисой Селезнёвой (Даша Верещагина) получилась трогательной, идейно и визуально смелой, с массой возможностей для расширения киновселенной. Бонусом стал феерический перформанс Александра Петрова в образе пирата Весельчака У — необходимый комедийный прорыв для актёра, которого привыкли видеть преимущественно в серьёзных драмах.
После триумфа «Безумного Макса: Дороги ярости» новый проект Джорджа Миллера про воительницу Фуриосу ждали с особым трепетом. Спин-офф и одновременно приквел стал кассовым разочарованием и не окупил бюджета. Двухчасовая предыстория смутила критиков и некоторых поклонников из-за смены темпа повествования — сюжетный путь Фуриосы (Аня Тейлор-Джой) занял 16 лет, в отличие от трёхдневной интенсивной «Дороги». Получилась эпическая одиссея о поисках свободы и отмщения, выполненная в неповторимой стилистике Миллера и с избытком библейского символизма. Через десятки лет «Фуриосу» справедливо будут почитать за классику, а пока стоит выразить соболезнования режиссёру — помешанная на прибыли студия Warner Bros. вряд ли позволит ему продолжить дело всей жизни. Отдельное восхищение Крису Хемсворту в образе антагониста Дементуса — вполне возможно, лучшая роль в карьере.
«Марс Экспресс» — французский анимационный научно-фантастический неонуар. В XXIII веке на Марсе частная сыщица Алин Руби (Леа Дрюкер) и ее роботизированный напарник Карлос Ривера (Дэниeл Нджо Лобе) берутся за расследование убийства, но, как водится, раскрывают гораздо больше темных тайн, чем может переварить даже кибернетически усиленное нутро.
В футуристическом детективе режиссера Жереми Перена нашли пристанище десятки идей самых разных представителей киберпанка — от «Бегущего по лезвию» до «Призрака в доспехах». Кто-то назовет это копированием, но, копнув глубже, можно легко убедиться, что «Марс Экспресс» не просто слепо следует канону, а грамотно адаптирует его, создавая собственный уникальный язык.
В попытке реанимировать «Чужого» после провальных «Прометея» и «Завета» 20th Century Studios сделала ставку на «Ромула» — и не прогадала. Фильм не только уверенно показал себя в прокате ($350 млн), но и выработал новое направление для одной из самых известных франшиз в жанре сай-фая. Сюжет проекта развивается между событиями первой и второй частей, фокусируясь на самой интересной для массового зрителя возрастной группе — подростках. «Ромул» срабатывает за счёт уверенной режиссуры Феде Альвареса («Не дыши»), изобретательного сценария, качественной проработки персонажей и отличного каста во главе с новой Рипли Кейли Спейни. Помимо благословения создателя «Чужого» Ридли Скотта (он выступил исполнительным продюсером) «Ромулу» также гарантирован сиквел.
Фильм-титан Фрэнсиса Форда Копполы навсегда войдет в историю кино безотносительно качества картины. Чтобы появиться на свет, «Мегалополису» потребовалось почти 50 лет, а чтобы рухнуть под весом собственного пафоса и яростной критики — всего один сеанс на смотре в Каннах. Громоздкие философские конструкции, перекличка с античной литературой, лобовые метафоры размером с Эверест и затмевающая все фигура автора превратили фильм Копполы в кино, не нуждающееся в зрителе.
Формально сюжет крутится вокруг архитектора Цезаря Каталины (Адам Драйвер), мечтающего перестроить Нью-Йорк будущего (именуемый в фильме Новым Римом) в город-сад, где все будут счастливы и беззаботны. Противостоит Цезарю коварный и коррумпированный мэр Франклин Цицерон (Джанкарло Эспозито), чью дочь (Натали Эммануэль) привлекают не только идеи амбициозного архитектора, но и он сам. А вокруг любовников-идеалистов кипят страсти Новой Римской империи и схлопывается пространство старого авторского кино.
DreamWorks продолжает заслуженно забирать внимание у анимационных проектов конкурентов из Disney. Их «Дикий робот» уже стал самым кассовым оригинальным мультфильмом года ($318 млн мировых сборов). Адаптация романа Питера Брауна рассказывает о роботе-помощнице Роз (которую озвучила Лупита Нионго), оказавшейся на необитаемом острове. Совсем скоро героиня вынужденно станет матерью гусёнку Желтоклювику и полностью переосмыслит своё призвание. Снимал «Робота» Крис Сандерс («Лило и Стич», «Семейка Крудс»), а стилистика мультфильма напомнила одновременно творчество Хаяо Миядзаки и Spiderverse Sony. Слёзы и любовь к персонажам гарантированы, после просмотра непременно захочется обнять близких.
MonsterVerse студии Legendary Pictures усилиями режиссера Адама Вингарда продолжает с комфортом существовать в мире, где все прочие киновселенные испытывают видимые трудности. Гигантский ящер Годзилла и исполинская обезьяна Кинг Конг вновь сталкиваются сначала друг с другом, а затем и с общим могущественным противником, несущим угрозу всему человечеству.
На фоне сражающихся титанов герои в исполнении Ребекки Холл, Брайана Тайри Генри и Дэна Стивенса кажутся статистами, но в моменты кризиса способны протянуть технологическую руку помощи приунывшим гигантам. «Годзилла и Конг: Новая империя» гремит музыкальными хитами 80-х, сверкает неоном и под прикрытием фильма о кайдзю дарит зрителям самый безумный бадди-муви года.
Хранители: Части I и II
Несмотря на то что «Хранители» Зака Снайдера уже были достаточно близки к тексту оригинального графического романа Алана Мура, в студии Warner Bros. справедливо решили, что совершенству предела нет. Новая анимационная адаптация режиссера Брэндона Виетти, известного по мультсериалам о супергероях, смогла заполнить пробелы, оставленные Снайдером. Экранизация эпохальной работы Мура оказалась настолько глобальной, что картину пришлось разбить на две части. Фильм Виетти максимально приблизился к тексту комикса, а также визуально практически неотличим от работы художника Дэйва Гиббонса.
Следуя за Роршахом (Титус Уэлливер), Доктором Манхэттеном (Майкл Серверис), Лори Юспешик (Кэти Сакхофф) и Дэном Дрейбергом (Мэттью Риз) в гниющее сердце американской мечты, «Хранители» много времени уделяют технологиям альтернативных 80-х. Мир фильма выглядит не пафосным фоном для разворачивающейся трагедии, а живым, самостоятельным персонажем. «Хранители» Брэндона Виетти прошли ниже зрительских радаров, но оказались при этом блестящим примером последовательной и точной экранизации графической новеллы.
Чешский астрофизик Якуб Прохазка (Адам Сэндлер) отправляется на орбиту Юпитера с важной миссией: в этом районе ученые обнаружили облако пыли неизвестной природы. На Земле у Якуба осталась беременная жена (Кэри Маллиган), с которой астронавт никак не выйдет на связь. Внезапным спутником мужчины становится неизвестно откуда взявшийся гигантский паук-телепат (Пол Дано). В тишине космического модуля двое ведут философские беседы, и Якуб не до конца понимает, является ли его новый знакомый плодом воображения воспаленного от долгой изоляции мозга или же вполне реальным представителем древней инопланетной расы.
«Космонавт» — экранизация романа Ярослава Калфаржа, снятая известным по мини-сериалу «Чернобыль» режиссером Йоханом Ренком. История о путешествии Якуба одновременно в глубины космоса и собственного разума использует научно-фантастический сюжет для того, чтобы поговорить со зрителями о вечном. А драматический талант Адама Сэндлера и вкрадчивый голос Пола Дано многократно усиливают впечатление от просмотра, превращая скромный сценарий в океан экзистенциализма.
Среди представителей европейского сай-фая очень выделяется «Другой финал» Пьеро Мессины — участник Берлинале этого года. Лента рассказывает об инновационной технологии, позволяющей вернуть к жизни умершего человека, поместив его воспоминания в живое тело. Пытаясь справиться с гибелью жены в автокатастрофе, Сэл (Гаэль Гарсиа Берналь) решает воспользоваться процедурой. В скором времени герой знакомится с новой версией супруги и начинает испытывать к ней не менее сильные чувства. «Другой выход» предлагает новый взгляд на узнаваемый концепт: тягучую атмосферу, исследование человеческой скорби, а финальный твист ставит оглушительное многоточие в истории.
Своеобразный ответ «Прибытию» в этом году снял екатеринбургский постановщик Иван Соснин («Далёкие близкие»). Слабослышащий отшельник Лёша (Максим Стоянов) мечтает установить контакт с инопланетными цивилизациями. Ответ приходит в лице девочки (Алёна Мирошникова), а самыми опасными существами в фильме по законам жанра становятся люди. «Пришелец» не боится заимствований, делает их органичными, а взаимоотношения героев — в меру пронзительными. Фильм получил Гран-при фестиваля молодого кино VOICES в Вологде.
«МКС» Габриэлы Каупертуэйт, документалистки из Колорадо, крайне не повезло со временем выхода. Психологический триллер о противостоянии американских и российских космонавтов на Международной космической станции не вызвал у зрителей ни капли симпатии. В конце концов, имея перед глазами современную новостную ленту, рядовой посетитель кинотеатра вряд ли выберет для просмотра ее художественное воплощение. А между тем документальный бэкграунд создателей картины и герметичный сеттинг позволили соорудить достойный внимания фантастический триллер с человечными персонажами и внятным сюжетом.
После прибытия на МКС двух американских астронавтов экипаж станции насчитывает шесть человек и поровну делится на американцев и русских. Дружеская атмосфера, поначалу привычно царящая среди ученых женщин и мужчин, претерпевает экстренные изменения после того, как команда наблюдает взаимный обмен ядерными ударами между Россией и США. С космонавтами устанавливают связь обе стороны и приказывают и тем и другим перехватить контроль над МКС. Разуму ученых придется бороться с исполнительностью и недоверием, а станция, некогда символ единства, становится местом разобщённости и недоверия.
Постоянный монтажер Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда Майкл Фелкер дорвался до собственного полнометражного дебюта, и, конечно, им стала камерная научная фантастика с легким философским подтекстом. Джозеф (Адам Дэвид Томпсон) и Сидни (Райли Дэнди) — брат и сестра — проворачивают ограбление банка и договариваются на две недели залечь на дно в условленном месте. Хитрость в том, что дом, где собираются прятаться грабители, своего рода машина времени: заходишь в чулан в 2024-м, а выходишь в 50-х. Все идет не по плану, когда в последний день отведенного срока организация, заведующая временными скачками, предлагает Джозефу и Сидни выбор: либо умереть, либо дождаться и убить нежелательного путешественника во времени.
Как любой дебют, работа Фелкера полна шероховатостей и нестыковок, но уже сейчас можно констатировать, что на горизонте появился очередной автор потенциально умной научной фантастики с социальным уклоном. «Все будет по-другому» вольготно занимает нишу уютных камерных сай-фаев наподобие «Паранормального», «Бескрайней ночи» и «Детонатора», практически в одиночку удерживая поджанр на плаву в 2024 году.