Старомодная историческая мелодрама об австралийской семье, которая незаконно удочеряет чужую малышку
Ветеран Первой мировой войны Том Шербурн (Майкл Фассбендер) возвращается в родную Австралию и устраивается смотрителем маяка на необитаемом острове. В скором времени он женится на девушке по имени Изабель (Алисия Викандер), но обе их попытки увеличить семью оканчиваются выкидышами. Внезапно к острову прибивает лодку с мертвым мужчиной и живой девочкой-младенцем. Потеряв надежду завести собственных детей, Шербурны дают малышке имя Люси и выдают ее за своего ребенка. Они полагают, что девочка осталась сиротой и что будет лучше, если она вырастет в семье, а не в приюте. Но когда Том узнает, что у Люси есть живая и безутешная мать, его начинает мучить совесть, голос которой с годами становится все громче.
В отличие от многих других популярных жанров, мелодрама не нуждается в злодеях для создания драматичного конфликта. Любовь – чувство ревнивое, и если двое мужчин любят одну женщину или если две женщины любят одну девочку как свою дочь, то конфликт родится и окрепнет, даже если все участники событий будут достойными людьми. Вспомним хотя бы, сколько драматизма выжали авторы семейного сериала «Их перепутали в роддоме» из истории, которая завертелась по вине невнимательной медсестры, а не кого-то из основных героев.
«Свет в океане» – экранизация дебютного романа австралийской писательницы М.Л. Стедман – наглядно иллюстрирует этот принцип. Конечно, Шербурны совершают преступление, когда тайно хоронят отца малышки и присваивают девочку, не пытаясь найти ее родню. Но к тому времени, когда это случается, мы, зрители, прочно прикипаем душой к замечательной в остальном семье. Американский постановщик Дерек Сианфранс не позволяет себе кинематографической скороговорки в показе обоих выкидышей Изабель, и только человек с каменным сердцем после этих трагических сцен не поймет, почему несчастная женщина настаивает на незаконном удочерении и почему Том, человек высокой чести и большой души, соглашается на уговоры жены. Это не преступление с низменными побуждениями, а понятная слабость любвеобильных людей, которых судьба дважды обманула самым жестоким образом.
Но, разумеется, легко понять и горе Ханны (Рэйчел Вайс), истинной матери Люси, которая лишилась мужа и дочери и даже не смогла похоронить их по христианскому обычаю. Ханна пошла против воли могущественного отца, когда вышла замуж на эмигранта из Германии, и она отказалась от наследства и благословения ради семейного счастья, которое продлилось лишь несколько лет.
Для сентиментального кино это превосходное, душераздирающее противостояние, в котором обе стороны вызывают искреннюю симпатию, а маленькая девочка оказывается между двух любящих семей, каждая из которых может сделать ее счастливой. Юридическая оценка событий очевидна, а вот моральное и эмоциональное уравнение «Света в океане» – это настоящая высшая математика, и картина предоставляет немало поводов подумать, попереживать и даже поплакать. Причем не только тем зрителям и зрительницам, у кого глаза всегда на мокром месте.
Хотя книга Стедман опубликована в 2012 году, это по-хорошему старомодная история, которая не осовременивает австралийцев 1920-х, а строится вокруг тогдашних представлений о любви и чести и разворачивает повествование с неторопливостью и обстоятельностью литературных классиков. К сожалению, это делает «Свет в океане» фильмом не для всех, поскольку ритм картины требует усидчивости, а полное понимание всех поступков персонажей – образования и вдумчивости. Кроме того, когда сюжет подходит к концу, не возникает ощущения, что Стедман написала шедевр, достойный стоять на одной полке с великими психологическими романами. В лучшем случае «Свет в океане» должен быть полкой ниже.
Зато в «Свете в океане» очень красивые съемки природы и превосходные актеры, великолепно передающие все многочисленные грани своих персонажей. Особенно приятно любоваться Алисией Викандер. В прошлом мы не раз видели шведскую звезду в аналогичных мелодраматичных образах, но недавний «Джейсон Борн», где Викандер изображала холодного правительственного «биоробота», на время заставил забыть, какой теплой, человечной и психологически сложной актриса может быть в кадре. К счастью, звезда поспешила напомнить, что не собирается ограничиваться примитивными блокбастерными ролями. С другой стороны, на то и актерское мастерство, чтобы быть равно убедительной в диаметрально противоположных образах.
С 8 сентября в кино.