Заслуженно получившая "Гран-при" в Канне драма, важная своим неподдельным жизненным оптимизмом.
Сириль, трепетный 12-летний мальчик из социального центра для детей из трудных семей, разыскивает отца, который его бросил, и велосипед, который был подарен ему беспутным папашей. А находит Саманту, парикмахершу, которая начинает забирать ребенка к себе на выходные. Уживаться с обиженным на весь мир мальчишкой совсем не легко, особенно если учесть, что свои виды на него имеют местные хулиганы.
Для Тома Доре фильм стал первой работой в кино.
Дарденны ранее дважды завоевывали "Золотую ветвь" Каннского кинофестиваля.
Для Сесиль де Франс "Мальчик с велосипедом" стал шансом впервые за долгое время поработать на родине.
Братьев Дарденн давно и привычно называют певцами бельгийского рабочего класса. Их кино угрюмо, реалистично, по-хорошему буднично, но в каждом своем фильме они дают зрителю возможность выдохнуть. В каждом из них тягостное, душное предчувствие грозы вознаграждается сперва молнией и громом, а затем разливающейся в атмосфере свежестью озона. "Мальчик с велосипедом" ничем особым вроде бы не отличается. Также нагнетается сиюминутное давление повседневности, также случается событие, разрывающее ткань будней, также следует катарсис. Но кажется, что братья ступили на новый уровень. Им уже не нужно заигрывать с социально острым материалом для того, чтобы привлечь внимание к своим героям: и брошенный отцом мальчик, и его приемная "мама" ведут совершенно обыденную ничем не выдающуюся среднеевропейскую жизнь. Они не дают своим героям сверх меры: только то, что те в действительности могут снести.
Первые час размеренных поисков отца, попыток ужиться с чужим ребенком, обычных испытаний вроде хулиганов, которые крадут, обещает всего лишь крепкую драму вроде тех, что снимает, например, Кен Лоуч. Зритель успокоен, но финал фильма неожиданно переводит сюжет в плоскость символическую, в режим разговора о вечных проблемах и ценностях: о любви, о мести, об ответственности, о прощении. Будь каждое из этих слов произнесено прямо, оно бы не значило ровным счетом ничего, было бы общим местом. Но Дарденны, заставляя следить за злоключениями не слишком симпатичного мальчишки (блестящая работа Тома Доре) и его случайной знакомой Саманты, за тем, как они едят бутерброды, едут в машине, ходят в магазин, плетут сеть, в которую зритель попадает словно муха. Бельгийцы говорят о простых вещах, изобретают велосипед, но делают это так, что дух захватывает. Их героям невозможно не верить. Они реальны. А значит и высокие вопросы, которые ставит фильм, тоже обретают какую-то повседневную простоту, необходимую осязаемость и плотность.