«Джентльмены», недавно прогремевшие в прокате, вернули былую любовь публики к творчеству Гая Ричи. После многих лет режиссёр возвратился к эстетике кокни и рассказал историю об очаровательных преступниках. Мы решили вспомнить фильмы других постановщиков, которые похожи на работы Ричи.
Два киллера — Кен и Рэй — провалили важное задание в Лондоне и были моментально отправлены в Брюгге, где им нужно будет отсидеться, пока всё не уляжется. Такой внеплановый отпуск два убийцы воспринимают по-разному: для Кена каникулы в Брюгге — возможность познакомиться с величественной архитектурой, походить по музеям и полюбоваться природой, для Рэя, лишённого всякой романтической оптики, — настоящая пытка. Впрочем, как выяснится, цель их визита в Бельгию совсем другая: босс поручил старику Кену избавиться от непутёвого напарника, поэтому их совместное путешествие может стать последним.
Из контраста двух центральных образов — романтика Кена и циника Рэя — и возникает весь комический эффект одного из лучших фильмов Мартина МакДоны. Вечные споры, перепалки, разговоры об искусстве и жизни между героями нередко сравнивали с диалогами Тарантино и Ричи. Сравнение это отчасти справедливое: здесь так же много цинизма и игры слов, комизма и метких ироничных реплик. К тому же насилие у МакДоны в той же степени неприкрытое, подчас наполненное чёрным юмором. Хотя, разумеется, при внимательном просмотре его авторский почерк от того же Ричи отличается существенно. Как минимум — любовью ко всему рафинированно- трагикомичному.
Во время очередного грабежа вор Гарри с его напарником терпят неудачу и пускаются в бега. Пытаясь спрятаться от полиции, герой попадает прямиком на кинокастинг и, что чуднее, очаровывает публику. Так жулик оказывается на вечеринке с голливудскими звёздами, где знакомится с детективом Перри, которого отправили к Гарри, чтобы закрепить актёрские навыки и поработать следователями для закрепления образа.
Если уж и сравнивать «Поцелуй навылет» с картинами Ричи, то в первую очередь стоит сказать о работе Шейна Блэка с сюжетом. Такой же лихо закрученный, подкидывающий зрителю тысячу комичных нюансов и твистов и удивляющий разнообразием очаровательных персонажей (гей-детектив в исполнении Вэла Килмера, пожалуй, лучший из них), он становится кладезем комичных положений и совпадений. И пускай, как и в случае с МакДоной, приходится делать оговорку о неповторимом стиле режиссёра и куче отличий — это кино фанаты Ричи всё равно наверняка оценят.
Некогда успешный вор Гэл уходит на заслуженную пенсию в испанской глуши, но призраки прошлого не отступают. Однажды на горизонте появляется бывший «коллега» Дон Логан, который хочет вернуть Гэла в преступный мир и устроить феноменальное ограбление одного лондонского банка. Убедить его, однако, оказывается сложнее ожидаемого: семьянин упрямится и не желает покидать уютное гнёздышко, а уж тем более снова вставать на воровской путь.
Дебютный полнометражный фильм Джонатана Глейзера — кино, где всем заведует один великолепный артист. Бен Кингсли, исполнивший роль Дона Логана, всеми способами пытается унизить своего бывшего знакомого, отпуская едкие, вроде бы шуточные реплики. На деле словесное столкновение Дона и Гэла превращается в напряжённую психологическую дуэль, исход которой едва ли предскажет даже самый насмотренный зритель. Пожалуй, такой криминальный сюжет, обращающийся к теме ограбления лишь к финалу, по своей сути оказывается даже интереснее полноценных heist-movies с обаятельными негодяями.
Ещё один фильм о человеке, который решил позабыть преступное прошлое. Раньше Кейси Уэллс торговал наркотиками, но сейчас переехал в Хьюстон, поменял имидж и приготовился к жизни обычного американца. Но старые знакомые снова стучат в дверь: к Кейси наведывается Ник, бывший напарник героя. Он оставляет на хранение кейс и убеждает, что там нет ничего запрещённого, однако через некоторое время, вскрыв чемодан, Уэллс видит в нём наркотики. Решение смыть товар, пожалуй, было лишним, и за него протагонист «Кровавого четверга» пройдёт через все старые тяготы преступной жизни.
«Кровавый четверг» — фильм эпохи перевода Гоблина, кино дерзкое и непредсказуемое. Хлёсткие диалоги чередуются с пальбой, неожиданные ситуации — с саспенсовыми сценами, когда зритель понимает, к чему всё идёт, но не может предотвратить катастрофу. Все элементы криминального боевика здесь подобраны будто специально, для настоящих фанатов жанра: это вообще фильм-анекдот, события которого могли произойти только в кино. Своего рода продолжатель комедийной эстетики «Бешеных псов», но что важнее, работ Ричи с их непретенциозной иронией и киноманскими приёмами.
Капитан футбольной команды Англии Дэнни Михэн в одночасье теряет деньги и любовь толпы: напившись, он нападет на полицейского и получает тюремный срок. В местах не столь отдалённых горе-футболист получает новый шанс. Ему дарят возможность собрать команду из зэков и сразиться на поле с охранниками. Победа для него — вопрос принципа, возможность вернуться в спорт хотя бы за тюремным забором. Осталось лишь правильно распорядиться случаем. Джейсон Стэйтем в роли безумного вратаря, Винни Джонс, сыгравший скатившегося вниз капитана сборной, Джейсон Флеминг (ещё один любимый актёр Ричи), чёрный юмор, тюремная тематика, британские гопники — пожалуй, из всего списка это кино больше всего похоже на работы Гая Ричи. Может быть, даже чуть-чуть эпигонское, но не точь-в-точь повторяющее шаблоны культового режиссёра. Барри Сколник как постановщик ярко выраженным индивидуализмом не отличается, зато мастерски воспроизводит лучшие приёмы и ходы английского жанрового кино.