В амбициозном переложении сказки братьев Гримм эффектный визуальный стиль борется с вялым сюжетом. Уолт Дисней не завертится пропеллером в своем тайном хрустальном гробу. Лучше бы режиссер меньше думал о том, для кого он снимает кино, и больше -- о чем вообще его фильм
Новая супруга короля Равенна убивает мужа, а его дочь Белоснежку запирает в темницу. Семь лет спустя юная Белоснежка сбегает, и Равенна нанимает топящего тоску в алкоголе Охотника, чтобы тот догнал беглянку и привел ее обратно. В дело вступают гномы, звери, тролль и яблоко, а завершается все битвой.
"Однажды жили-были…" В этой фразе кроется подвох. Само слово "однажды" слишком сильно сужает вашу аудиторию. О девочках, которых разлучили с «Сумерками», безусловно, забывать нельзя, но если вы расскажете историю одной только Белоснежки (Кристен Стюарт), как вам завлечь в кино их бойфрендов и братьев? Значит, вам понадобится Прекрасный Принц (на деле – мини-герцог Уильям в исполнении Сэма Клафлина), стройный и с луком, а также Тор (Крис Хемсворт), променявший молот на огромный топор. А что делать со зрительницами постарше? Придайте вес (и помните о щепотке симпатии) Злой Королеве (Шарлиз Терон), которая страшится морщинок. А с мужьями этих зрительниц? Превратите гномов в драчливых алкашей, которых ожидаешь увидеть скорее валяющимися на полу ирландского универмага, чем задорно трудящимися в алмазных копях. Зрелищная, впечатляюще приземленная (и средиземная) экранизация сказки братьев Гримм, вышедшая сразу после глуповатой и переслащенной ленты Тарсема Сингха "Белоснежка: месть гномов", метит не высоко, а, скорее, широко, к сожалению, за счет самой истории.
"Белоснежке и охотнику" недостает силы перспективы, страдает фильм и от избытка лишних персонажей. Кроме прочего, нам намекают на то, что гномов на самом деле восемь. Если говорить о блокбастерах, обычно чехарда с обилием героев наблюдается в сиквелах, но тут действующих лиц ужасно много с самого начала. Немногие заслуживают право появиться на экране, как это происходит, скажем, во «Мстителях». Характеры гномов не прописаны вообще, и не очень понятно, зачем они вообще нужны в этой версии сказки братьев Гримм, если угрюмый, чумазый и зачем-то говорящий с шотландским акцентом Охотник делает за них всю работу, излучая к тому же суровую сексуальность.
Но это не означает, что вы не захотите посмотреть на гномов подольше. Недостатки возмещает прекрасный кастинг, и наблюдать за тем, как играют актеры вроде Иэна Макшейна, Ника Фроста, Тоби Джонса и Рэя Уинстона – одно удовольствие. Неудивительно, что на гномах держится большая часть легких сцен. "Нам обещали золото, и что мы получили? Какашки!" – скулит лопоухий Тиберий (Фрост), когда команда переходит вброд канализацию. "Ты только глянь! Вон та смахивает на мою!" – ворчит Траян (Уинстон), тряся осветленной прической Мистера Ти. В общем, вы поняли.
Еще одно точное попадание в роль – Терон, играющая Равенну. Ледяная хичкоковская блондинка, желающая воздать сторицей всем, кто когда-либо ее унижал, Королева воплощает холодную, свернувшуюся кольцами ярость благодаря вкрадчивой, почти змеиной экономии движений. Это убедительный язык тела для женщины, знающей, что ее срок годности прошел давным-давно. Даже говорит Королева почти как старуха – чуть более низким голосом и чуть медленнее, чем надо. Ощущение возникает жуткое и цепляющее, вплоть до мысли о том, что "человек в зеркале", представляющий собой один яркий плавный спецэффект, – это всего лишь порождение мозга Королевы, ветхого, как древний пергамент.
Жаль, что мы не можем расточать такие же похвалы ее чистой сердцем заклятой врагине. Не то чтобы Кристен Стюарт вообще не годилась на роль Белоснежки. Просто нужно как-то избавить ее от всех видов нервного тика, которыми актриса поневоле обзавелась за пять или шесть раундов съемок в роли Беллы. Стюарт без конца делает одно и то же: сначала смотрит так, будто во рту у нее какая-то гадость, потом улыбается, словно ей немного больно. Впечатление такое, что перед каждой сценой Белоснежка надкусывает то самое отравленное яблоко.
Вероятно, это один из показателей того, что амбициозный проект вывез на своих плечах режиссер-новичок – Руперт Сандерс. До того Сандерс снимал рекламные ролики, и в них были заметны бутоны того визуального стиля, который в фильме расцвел в полную силу до самого горизонта. Режиссера явно вдохновляли Гиллиам, Гильермо дель Торо и – особенно – другой вундеркинд, вышедший из мира рекламы, Ридли Скотт. (Даже сцену финальной битвы Сандерс снимал в часе езды от очень похожей локации «Робин Гуда» Скотта.)
В "Белоснежке и Охотнике" есть просто мастерские сцены. Особо выделяется побег Белоснежки в почерневший от ненависти Темный Лес: принцесса-беглянка вдыхает грибные споры и переживает самый гнусный трип в своей жизни. Травяной покров становится ковром из мертвых певчих птиц, в полумраке рыщут неясные тени, демон с перепончатыми крыльями с визгом пикирует с искаженного лесного полога. Позднее нас виртуозно переносят туда, где истощенная Равенна, только что превратившаяся из стаи ворон обратно в человека, бьется о землю, ее накидка и мантия из черных перьев расплываются блестящим нефтяным пятном, а пернатые отрепья агонизируют, как чайки в покрытом нефтью Мексиканском заливе.
Несмотря на все недостатки, это многообещающий дебют. Мы будем ждать следующей картины Сандерса. Впрочем, судя по толстым намекам на сиквел, скорее всего это будет "Белоснежка и Охотник 2". Потому что, само собой, "жить-быть" лишь однажды – недостаточно.