2020-е можно смело назвать периодом ренессанса вампирского кино — AMC готовит новую экранизацию «Интервью с вампиром», международный прокат захватывает «Морбиус» с Джаредом Лето, а в российский вот-вот ворвется «Ампир V» — адаптация одноименного романа Виктора Пелевина.
За последние годы образ кровопийцы существенно изменился: это больше не романтический герой девичьих грез, а вполне осознанный, рефлексирующий над собственной судьбой убийца, окончательно интегрированный в современный социум и его тенденции. Собрали 6 вампирских хорроров последних лет, которые по-своему переосмысляют наследие Брэма Стокера.
Действие сатирической «Жены Джейкоба» Трэвиса Стивенса разворачивается вокруг Энни, супруги священника, переживающей кризис среднего возраста. Некогда любимый муж постепенно стал чужим, семья разваливается на части, и, кажется, не осталось ни одной причины, чтобы продолжать жить дальше. Неожиданная встреча в темном переулке кардинально меняет мировоззрение Энни — теперь она не кроткая тихоня, а самая настоящая женщина-вамп, жаждущая крови и сырого мяса. В своем фильме Стивенс даже не пытается заново изобрести велосипед — сюжетно «Жена Джейкоба» идет по тропам вампирской классики «Носферату», с одной лишь поправкой: вампиризм больше не воспринимается как ужасное проклятье. Теперь это дар, позволяющий главной героине стать увереннее и наконец по-настоящему полюбить себя.
Остросоциальный хоррор «Вампиры в Бронксе» от режиссера SNL и «Последнего человека на Земле» Османи Родригеса во многом вторит творчеству Джордана Пила («Прочь») и недавнему сиквелу «Хранителей» Дэймона Линделофа — недаром основной локацией фильма выбран один из самых неблагополучных районов Нью-Йорка. Сюжет как никогда метафоричен: ослепительно белокожие вампиры устраивают массовую атаку на местных афроамериканцев, которые отчаянно борются с процессом джентрификации. Довольно быстро становится понятно, что за образом клыкастых кровопийц прячется сатира на представителей белой элиты, которые не в буквальном, но в переносном смысле высасывают все соки из обычных граждан.
«Кроваво-красное небо» Петера Торварта предлагает знакомую всем концепцию авиахоррора: один из пассажиров самолета превращается в вампира, казалось бы, все обречены, но в очень удобный момент на борту появляется героиня, готовая дать отпор кровососам. Однако это еще не все. Классическая на первый взгляд протагонистка на поверку оказывается тем же вампиром, способным противостоять жажде крови и даже использовать зависимость против сородичей. В «Кроваво-красном небе» литры бутафорской жидкости льются на экран, а убийства бьют все рейтинги жестокости — на этом, кажется, все. Клаустрофобная обстановка помогает сохранять напряжение, но, увы, не в силах тягаться с удручающе избитым сюжетом. Впрочем, фанатам жанра фильм точно понравится.
Еще один вампирский хоррор с крайне неожиданной социальной подоплекой: главная героиня — наркозависимая мать-одиночка Элли, которая в очередной раз решает «завязать». И все бы ничего, но на встрече АН она знакомится с Кристофером, также страдающим от зависимости, но уже совсем другого толка. Окунувшись в мир вечной ночи, Элли навсегда забывает о пагубном пристрастии, но от этого становится лишь более опасной. «Семейная кровь» Сонни Маллхи — фильм, который во многом обманывает ожидания зрителя, врубая не всегда уместную драму там, где ждешь дешевого ужастика. Идеальный вариант для тех, кто устал от тривиального саспенса и готов смотреть любой картотечный мусор от Netflix.
«Сладкая кровь Иисуса» Спайка Ли является ремейком «Ганджи и Хэсса» Билла Ганна, экспериментального хоррора из далеких семидесятых, повествующего об антропологе Хэссе, который становится вампиром после случайного ранения древним кинжалом Ашанти. Обуреваемый жаждой крови герой пытается приспособиться к своему новому — вампирскому — существованию. «Сладкую кровь Иисуса» сложно назвать фильмом ужасов в классическом понимании, это в большей степени сюрреалистическая драма, тяготеющая к философским размышлениям на тему зависимости, веры и природы любви. В этом плане картина Спайка Ли во многом схожа с «Зависимостью» Абеля Феррары, где вампиризм используется как аллегория вселенского зла.
«Пульсирующая кровь» — комедийный хоррор от канадца Блейна Тюрье, бывшего участника инди-рок/пауэр-поп-группы The New Pornographers. Сюжет фильма фокусируется на молодой вампирше Анне, которая решает навсегда избавиться от кровожадной стороны своей личности после того, как влюбляется в Робби, простого паренька, поборовшего алкогольную зависимость. «Пульсирующая кровь», как и многие фильмы в этом списке, использует нестерпимую жажду крови как метафору к традиционным зависимостям. При этом Тюрье предлагает довольно свежий взгляд на мифологию вампиров: дети ночи вернули способность к чувствам и эмоциональным переживаниям, не утратив традиционного бессмертия и даже пресловутого страха распятий.