Забавная, но больше ничем не примечательная шестая серия приключений богатырей на службе Князя Киевского
Подслушав ночью разговор трех бояр, конь Юлий решает, что заговорщики замышляют убить его и Князя Киевского. Он прибегает к Князю с докладом, тот тоже впадает в панику… И обнаруживает, что в городе нет ни дружины, ни богатырей – все отбыли по срочным делам. Пока Юлий ищет деньги, чтобы отправить Илье, Добрыне и Алеше письмо голубиной почтой, он натыкается на прихвостней лесного Дуба, которому должен немало денег. Когда из него пытаются выбить долг, конь проговаривается, что Князь остался без охраны, и Дуб отправляется в Киев, чтобы обыграть правителя в «Три шкатулки» и отнять у него город. Тем временем богатыри охотятся на речного пирата Потаню, который грабит суда у днепровских порогов.
В 2012 году, когда мы увидели предыдущую серию «Трех богатырей» – «Три богатыря на дальних берегах», мы осознали, что цикл студии «Мельница» себя художественно и сюжетно исчерпал и что теперь аниматоры работают по принципу: «Дают – бери, бьют – беги». То есть рисовать мультфильмы они будут, пока их смотрят. А смотреть мы их, к сожалению, будем еще долго. Потому как на что еще на Новый год вести маленького ребенка, если не на новый мультик о знаменитых сказочных героях? Это ведь вам не какие-то хоббиты, это русские богатыри! Правда, киевские…
Что ж, по крайней мере, «Ход конем» получился вменяемей и логичней, чем совсем уж «никакой», да еще и комично расистский «На дальних берегах». Но и его проблемы вполне очевидны. Прежде всего, истории богатырей, Князя и, похоже, Юлия зашли в тупик. Все всего добились, духовно развиваться им некуда, и сюжеты новых серий теперь могут быть только такие: «Появился новый враг. Богатыри накрутили ему хвост. Киев живет дальше». Скучно, девицы! Даже в «Трансформерах», которых все ругают за бессодержательность, от серии к серии многое меняется, и герои хоть немного, но эволюционируют. А в «Богатырях» – День сурка.
И, кстати, в «Ходе конем» враг даже не новый, а старый, из самой первой серии про Алешу Поповича. Есть, конечно, своя прелесть в такой рачительности. Но есть и что-то обидное в том, что картина, которая не предлагает развития персонажей, не может предложить и принципиально нового негодяя. Хотя приключение с Дубом получилось уникальное – раньше города в «Богатырях» никто в «наперстки» не проигрывал. И ходячих деревьев мы что-то не припомним (прежде Дуб только рос на месте и прохожих обдирал как липку). Хоть какое-то разнообразие!
От чего еще страдает картина? От очевидных попыток потянуть время за счет едва привязанных к основному сюжету и откровенно слабых историй. Охота на речных пиратов, например, начисто лишена интриги, поскольку пираты явно слабее могучих героев. Богатырям, в сущности, приходится поддаться, чтобы зрители хоть немного поволновались за исход «операции». Но и этот неожиданный ход положение не спасает, и пиратский сюжет все равно кажется притянутым за уши и неинтересным. Не та это угроза, чтобы сразу трех богатырей против одного кораблика с пушечками посылать!
Главный приз за никудышность, впрочем, получают не пираты, а приплетенные к действию пегасы – в смысле летающие кони. Существа они, конечно, «мимишные», но их реальное сюжетное значение близко к нулю. Потому что пегасы помогают богатырям, когда те поддаются пиратам (не было бы игры в поддавки, не было бы и необходимости помогать!), а вот в битве с Дубом они лишь слегка пособляют. В остальном же пегасы просто летают и ржут. Даже не говорят, как Юлий.
Кстати, о Юлии. Название «Хода конем» и его постеры явственно обещают зрителям, что коняга будет главным героем и что это он расхлебает кашу, которую сам же и заваривает в начале мультфильма. Но Юлий остается основным персонажем лишь до возвращения богатырей в Киев. Как только троица настраивается на борьбу с Дубом, конь тут же отходит в тень и остается там вплоть до эпилога. То есть ничего он не расхлебывает и никого не спасает. Какой упущенный момент для реабилитации Юлия!
Напоследок придеремся к тому, как решается проблема с Дубом. Понятно, богатырский мультфильм не был бы богатырским, если бы не закончился славной (хоть и короткой) потасовкой. Но прежде герои пытаются победить Дуба, противопоставив его шулерству свое собственное. А это – ай-яй-яй. Потому что так могут вести себя мошенники из «Аферы» или из «Одиннадцати друзей Оушена», а не честные и благородные герои из мультфильма для малышей. Кроме того, Дуб всякий раз играет в разные игры. И если Киев он выиграл в нечестные «шкатулки» (они же «наперстки»), то богатырские дома, когда герои пытались отыграться за незадачливого Князя, злодей выиграл честно, в настольный хоккей. И на это стоило бы указать в мультфильме, который пытается преподать детям моральный и жизненный урок о вреде игр на деньги.
А что же достоинства? Они у «Хода конем» все-таки есть, и главное из них – фильм получился смешным. Не из тех, что хочется цитировать, и не из тех, чьи шутки запоминаются. Однако взрослые зрители во время сеанса улыбаются, а дети смеются во весь голос. Для комедии это важнее всего, и потому минимальным требованиям к жанру «Ход конем» соответствует. Но, наверно, даже в рамках сюжетных ограничений, которые авторы цикла сами для себя установили, можно было придумать историю поинтереснее и поумнее