![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Забавная, но больше ничем не примечательная шестая серия приключений богатырей на службе Князя Киевского
Забавная, но больше ничем не примечательная шестая серия приключений богатырей на службе Князя Киевского.
Подслушав ночью разговор трех бояр, конь Юлий решает, что заговорщики замышляют убить его и Князя Киевского. Он прибегает к Князю с докладом, тот тоже впадает в панику… И обнаруживает, что в городе нет ни дружины, ни богатырей – все отбыли по срочным делам. Пока Юлий ищет деньги, чтобы отправить Илье, Добрыне и Алеше письмо голубиной почтой, он натыкается на прихвостней лесного Дуба, которому должен немало денег. Когда из него пытаются выбить долг, конь проговаривается, что Князь остался без охраны, и Дуб отправляется в Киев, чтобы обыграть правителя в «Три шкатулки» и отнять у него город. Тем временем богатыри охотятся на речного пирата Потаню, который грабит суда у днепровских порогов.
В 2012 году, когда мы увидели предыдущую серию «Трех богатырей» – «Три богатыря на дальних берегах», мы осознали, что цикл студии «Мельница» себя художественно и сюжетно исчерпал и что теперь аниматоры работают по принципу: «Дают – бери, бьют – беги». То есть рисовать мультфильмы они будут, пока их смотрят. А смотреть мы их, к сожалению, будем еще долго. Потому как на что еще на Новый год вести маленького ребенка, если не на новый мультик о знаменитых сказочных героях? Это ведь вам не какие-то хоббиты, это русские богатыри! Правда, киевские…
Что ж, по крайней мере, «Ход конем» получился вменяемей и логичней, чем совсем уж «никакой», да еще и комично расистский «На дальних берегах». Но и его проблемы вполне очевидны. Прежде всего, истории богатырей, Князя и, похоже, Юлия зашли в тупик. Все всего добились, духовно развиваться им некуда, и сюжеты новых серий теперь могут быть только такие: «Появился новый враг. Богатыри накрутили ему хвост. Киев живет дальше». Скучно, девицы! Даже в «Трансформерах», которых все ругают за бессодержательность, от серии к серии многое меняется, и герои хоть немного, но эволюционируют. А в «Богатырях» – День сурка.
И, кстати, в «Ходе конем» враг даже не новый, а старый, из самой первой серии про Алешу Поповича. Есть, конечно, своя прелесть в такой рачительности. Но есть и что-то обидное в том, что картина, которая не предлагает развития персонажей, не может предложить и принципиально нового негодяя. Хотя приключение с Дубом получилось уникальное – раньше города в «Богатырях» никто в «наперстки» не проигрывал. И ходячих деревьев мы что-то не припомним (прежде Дуб только рос на месте и прохожих обдирал как липку). Хоть какое-то разнообразие!
От чего еще страдает картина? От очевидных попыток потянуть время за счет едва привязанных к основному сюжету и откровенно слабых историй. Охота на речных пиратов, например, начисто лишена интриги, поскольку пираты явно слабее могучих героев. Богатырям, в сущности, приходится поддаться, чтобы зрители хоть немного поволновались за исход «операции». Но и этот неожиданный ход положение не спасает, и пиратский сюжет все равно кажется притянутым за уши и неинтересным. Не та это угроза, чтобы сразу трех богатырей против одного кораблика с пушечками посылать!
Главный приз за никудышность, впрочем, получают не пираты, а приплетенные к действию пегасы – в смысле летающие кони. Существа они, конечно, «мимишные», но их реальное сюжетное значение близко к нулю. Потому что пегасы помогают богатырям, когда те поддаются пиратам (не было бы игры в поддавки, не было бы и необходимости помогать!), а вот в битве с Дубом они лишь слегка пособляют. В остальном же пегасы просто летают и ржут. Даже не говорят, как Юлий.
Кстати, о Юлии. Название «Хода конем» и его постеры явственно обещают зрителям, что коняга будет главным героем и что это он расхлебает кашу, которую сам же и заваривает в начале мультфильма. Но Юлий остается основным персонажем лишь до возвращения богатырей в Киев. Как только троица настраивается на борьбу с Дубом, конь тут же отходит в тень и остается там вплоть до эпилога. То есть ничего он не расхлебывает и никого не спасает. Какой упущенный момент для реабилитации Юлия!
Напоследок придеремся к тому, как решается проблема с Дубом. Понятно, богатырский мультфильм не был бы богатырским, если бы не закончился славной (хоть и короткой) потасовкой. Но прежде герои пытаются победить Дуба, противопоставив его шулерству свое собственное. А это – ай-яй-яй. Потому что так могут вести себя мошенники из «Аферы» или из «Одиннадцати друзей Оушена», а не честные и благородные герои из мультфильма для малышей. Кроме того, Дуб всякий раз играет в разные игры. И если Киев он выиграл в нечестные «шкатулки» (они же «наперстки»), то богатырские дома, когда герои пытались отыграться за незадачливого Князя, злодей выиграл честно, в настольный хоккей. И на это стоило бы указать в мультфильме, который пытается преподать детям моральный и жизненный урок о вреде игр на деньги.
А что же достоинства? Они у «Хода конем» все-таки есть, и главное из них – фильм получился смешным. Не из тех, что хочется цитировать, и не из тех, чьи шутки запоминаются. Однако взрослые зрители во время сеанса улыбаются, а дети смеются во весь голос. Для комедии это важнее всего, и потому минимальным требованиям к жанру «Ход конем» соответствует. Но, наверно, даже в рамках сюжетных ограничений, которые авторы цикла сами для себя установили, можно было придумать историю поинтереснее и поумнее