В честь выхода «Братства кольца» в повторный прокат рассуждаем — серьёзно и в шутку — кто мог бы снять знаменитую трилогию, если б этого не сделал Питер Джексон. Некоторым режиссёрам действительно предлагали заняться экранизацией романа Толкина, другие здесь в качестве нашей личной фантазии.
Культовый режиссёр «Заводного апельсина», «Сияния» и «Цельнометаллической оболочки» мог поставить фильм по трилогии Толкина в конце 60-х, сразу после своего монументального сай-фая «Космическая одиссея 2001». Тогда идеей экранизировать «Властелина колец» загорелись не кто-нибудь, а участники группы The Beatles. Они же сами планировали сыграть главные роли: Пол Маккартни стал бы Фродо, Ринго Старр — Сэмом, Джордж Харрисон — Гендальфом, а Джон Леннон — Голлумом.
Какой бы странной сейчас ни казалась идея, Стэнли Кубрик даже согласился встретиться с музыкантами и всё обсудить. Ему понравилось то, что предложили «битлы», но он был вынужден отказаться: именно тогда он активно готовил свой исторический эпик о Наполеоне (который в итоге так и не снял). А жаль – вышло бы как минимум нечто очень неординарное.
Другим кандидатом, которого The Beatles рассматривали на пост режиссёра «Властелина колец», был Микеланджело Антониони. Сегодня, конечно, сложно понять, чем руководствовались музыканты и студия, когда звали легендарного итальянского постановщика «Фотоувеличения», «Приключения» и «Ночи», — его стиль не слишком-то располагает к историям про хоббитов, орков и магические кольца.
Но, кто знает, может, наоборот — вышло бы крайне интересно. Эдакая приземлённая эстетская сказка, где масштабные битвы заменили бы степенные сцены разговоров и размышления о дискоммуникации между людьми и эльфами. Арагорна в этой версии наверняка сыграл бы Марчелло Мастрояни. А другие актёры в таком случае уже и не нужны.
Раз уж сам Питер Джексон доверил дель Торо продолжать сагу о Средиземье и хотел, чтобы тот снял «Хоббита» (в итоге, к сожалению, не срослось), то и «Властелина колец» мексиканский режиссёр вполне мог осилить. Его версия даже, скорее всего, не сильно отличалась бы от той, что знаем мы. Разве что чуть чаще показывали бы необычных монстров, да и эпического пафоса наверняка бы поубавилось. Дель Торо всё же любит не масштабные истории, а притчи о маленьких людях, столкнувшихся с чем-то необычным (вся сюжетная линия Фродо и Сэма, по сути, как раз об этом).
Арагорна в его версии сыграл бы Чарли Ханнэм, Голлума — Даг Джонс (это был бы очень высокий Голлум), ну и какую-то роль обязательно надо было бы отдать Рону Перлману. Может, Гендальфа или, например, Урук Хая.
Странный выбор, согласны, но это не плод нашей фантазии: Тарантино действительно в один момент мог оказаться режиссёром «Властелина колец». Дело в том, что Питер Джексон изначально разрабатывал сценарий для студии Miramax, и продюсер Харви Вайнштейн очень неохотно шёл навстречу новозеландскому автору. Он постоянно требовал сократить текст, а если Джексон возмущался, пугал его тем, что вовсе отстранит от работы и передаст фильм Квентину Тарантино.
Не факт, конечно, что Тарантино бы согласился на работу, если б до этого дошло. Но кто знает? В любом случае, интересно представить в роли Арагорна кого-нибудь вроде Майкла Мэдсена или Харви Кейтеля в образе Гендальфа. Из Умы Турман получилась бы классная Галадриэль. А вот Сарумана с лицом Сэмюэля Л. Джексона фанаты романов точно б не оценили.
В 1969-м права на экранизацию «Властелина колец» оказались у United Artists, некогда одной из главных независимых студий Голливуда. Продюсеры доверили экранизацию Джону Бурмену, пятикратному номинанту на «Оскар», режиссёру «Избавления» и «Дом там, где сердце». Он собирался сделать из «Властелина колец» единый трёхчасовой фильм — для чего, разумеется, пришлось бы серьёзно адаптировать текст.
Судя по оставшимся записям, Бурмен намеревался серьёзно побесить фанатов Толкина: в его сценарной заявке, например, была сцена секса между Фродо и Галадриэль. К счастью или несчастью, эта экранизация не добралась до съёмок — у United Artists начались проблемы с финансами, и вскоре права ушли другой студии.
Лин тоже мог оказаться режиссёром «Властелина колец» в 60-х — и сейчас он кажется чуть ли не лучшим кандидатом из всех, кого когда-либо рассматривали продюсеры (не считая Питера Джексона, которого никто и не рассматривал: он сам пришёл). Трилогия Толкина отлично вписывается в эпический киноязык автора «Лоуренса Аравийского» и «Моста через реку Квай». К тому же Лин — прекрасный мастер экранизации: его адаптации романов Чарльза Диккенса вроде «Оливера Твиста» и «Больших надежд» до сих пор считаются образцовыми.
«Властелин колец» Лина получился бы масштабным, величественным и невозможно красивым — хоть и, вероятно, куда более строгим, чем версия Джексона. Гендальфа сыграл бы Алек Гиннесс, Арагорна — Питер О‘Тул, а Сарумана на экране воплотил бы Омар Шариф.
Почему бы и нет? Доверили же Линчу когда-то «Дюну» — другое культовое эпическое фэнтези XX века, с таким же успехом могли предложить и «Властелина колец». Результат, верим, оказался бы за пределами всяких разумных описаний: Фродо из-за влияния Кольца видит сюрреалистичные, нагоняемые Сауроном сны, Гендальф говорит исключительно загадками, а орки — не то, чем кажутся.
Фродо играет Кайл МакЛоклен, Галадриэль — Лора Дерн (или хотя бы Наоми Уоттс), Арагорна — случайный прохожий, в чьих глазах Дэвид Линч увидел королевский огонь. Сам режиссёр сыграл Гендальфа. Точнее, ему и играть-то не пришлось.