


Слэпстик-комедией в наше время никого не удивишь, мюзиклом, в общем-то, тоже, и даже если соединить эти два направления, ничего сверхоригинального не выйдет. Но что будет, если сделать полноправными действующими лицами… тараканов и, более того, поручить все музыкальные номера в фильме им? Получится «Квартирка Джо» – одна из самых необычных и запоминающихся комедий 90-х
Слэпстик-комедией в наше время никого не удивишь, мюзиклом, в общем-то, тоже, и даже если соединить эти два направления, ничего сверхоригинального не выйдет. Но что будет, если сделать полноправными действующими лицами… тараканов и, более того, поручить все музыкальные номера в фильме им? Получится «Квартирка Джо» – одна из самых необычных и запоминающихся комедий 90-х.
Проект этой картины вырос из двухминутной короткометражки, снятой дебютантом Джоном Пэйсоном в 1992 году для канала MTV. Чтобы не утомлять зрителей, канал перебивал подобными коротенькими зарисовками рекламные блоки, и оригинальность в них ставилась на первое место – история о неудачливом пареньке, который заселяется в квартиру, населенную поющими тараканами (этакая хулиганская версия «Элвина и бурундуков»), идеально вписывалась в эту концепцию. И когда в середине 90-х боссы MTV задумались о том, что в рамках голубых экранов им тесновато и пора переходить на новый уровень, запуская под своим брендом полноценные фильмы, «Квартирка Джо» стала первым кандидатом на «расширение» до полного метра.
У руля фильма встал все тот же Джон Пэйсон, на съемки ему выделили 13 миллионов долларов – сумма вроде бы немаленькая, но, учитывая задуманные объемы спецэффектов (поющие и танцующие орды тараканов!), отнюдь не рекордная – так что о звездах первой величины Пэйсон сразу же был вынужден забыть. Свой выбор он в конце концов остановил на Джерри ОКоннелле – на тот момент самом неудачливом актере из всего каста культовой ретродрамы «Останься со мной» 1986 года (экранизация повести «Тело» Стивена Кинга). Если, конечно, не считать «неудачливостью» тот факт, что Ривер Феникс, взлетевший из четверки главных героев выше всех, погиб в октябре 1993 года от передозировки наркотиков.
О’Коннелл, в середине 80-х бывший крайне пухленьким мальчиком, после «Останься со мной» сильно похудел, но с успешными проектами у него всегда были проблемы. После подросткового сериала «Мое второе я», задержавшегося в телеэфире на три сезона, косяком пошли провалы, и к тому моменту, как ему предложили «Квартирку Джо», перед Джерри навязчиво маячила незавидная перспектива второсортного телевизионного актера (его самым большим успехом стал сериал «Скользящие», запущенный в 1995 году). Его экранной партнершей же стала Меган Уорд – актриса тоже неровная, но примелькавшаяся у молодежи благодаря ролям в «Замороженном калифорнийце» (1992), «Ужасе Амитивиля 1992» (1992), «Аркаде» (1993), «ППУ» (1994) и «Семейке Брэйди» (1995).
Главного злодея сыграл Роберт Воэн, памятный еще по «Великолепной семерке» (1960), а многие роли второго и третьего плана раздали известным музыкантам и шоуменам – например, Сандре Дентон из группы Salt’n’Pepa, Моби и стэндап-комику Дону Хо. Немало звезд шоу-бизнеса поработало и над озвучкой – свои голоса тараканам подарили режиссер Реджинальд Хадлин («Бумеранг», «Вечеринка», «Большой белый обман»), мастер озвучки Билли Уэст (Фрай из «Футурамы»), чернокожий комик Дэйв Чаппелл («Непропеченный») и Тим Блэйк Нельсон.
Уже в процессе съемок, впрочем, стало понятно, что фильм идет «куда-то не туда» – все в нем, что касалось тараканов и их перформансов, было остроумным, ярким и изобретательным, но тем бледнее и невнятнее на этом фоне смотрелись «живые» сцены, в которых Пэйсон безо всякой фантазии пытался «отрабатывать номер» с банальнейшей историей о плохом застройщике, мечтающем выгнать жильцов старого дома, чтобы снести его и построить на его месте тюрьму. «Мультяшный» юмор, прекрасно работающий в «тараканьих» моментах, с трудом вписывался в основной сюжет, превращая фильм в дегенеративную версию «Одного дома», а Джо и его девушка проигрывали насекомым битву за зрительское внимание с разгромным счетом. Не помогало даже то, что картину решили не затягивать – вместе с титрами она длится меньше 80 минут.
Разумеется, это заметили и критики, разругавшие «Квартирку Джо» в пух и прах. Например, Роджер Эберт поставил картине одну звезду из четырех и назвал ее мерзкой и отвратительной – тараканы, видите ли, существа не самые приятные. Остроумие Пэйсона оценили лишь единицы, голоса которых потонули в общем потоке уничижительных эпитетов, которыми «Квартирку Джо» залили по самую макушку. Оценили картину только специалисты по анимации и спецэффектам – фильм получил пару индустриальных наград за музыкальный номер на песню Funky Towel (написанную, кстати, как и остальные «тараканьи» песни, самим Джоном Пэйсоном).
Не стал фильм рекордсменом и в прокате – более того, он с треском провалился. На первой неделе проката «Квартирка Джо» даже не вошла в десятку лидеров бокс-офиса, дебютировав с 15-й строчки с 1,8 миллиона сборов за выходные. Для сравнения: «Патруль времени» с Жан-Клодом Ван Даммом, вышедший одновременно, но меньшим количеством экранов, собрал за первый уик-энд 5,5 миллиона – как и считающийся провальным «Заводила» братьев Фаррелли. Не изменилась ситуация и на второй неделе, так что общие сборы «Квартирки Джо» не дотянули даже до 5 миллионов долларов.
Помогло, как и следовало ожидать, домашнее видео. Одно дело рассматривать гигантских панцирных насекомых на экране кинотеатра, и совсем другое – дома в телевизоре, да еще и с пультом в руке, чтобы проматывать «водянистые» сцены между тараканьими песнями-плясками. У фильма образовалась небольшая, но весьма преданная армия поклонников, оценивших и нестандартный юмор, и изобретательные спецэффекты, и забавные песни. Произвела впечатление «Квартирка Джо» и в России, не избалованной «настоящим» MTV – все-таки российский канал был значительно скромнее и беднее своего западного «родителя». Кассета ходила по рукам, символизируя кино нового поколения – модное, молодое и смелое.