Судя по критике и рекордным семи «Золотым глобусам», новый фильм Шазелла «Ла-Ла Ленд» – главный претендент на звание лучшей картины 2016-го
Когда в кино появился звук, экран стал продолжением театра. А самым популярным театральным жанром в те годы был именно мюзикл, поэтому бродвейское влияние распространилось и на фильмы. Безграничные возможности для декораторов, доведенный до идеала спектакль с чистым звучанием и широкая аудитория – вот что мотивировало американских продюсеров и режиссеров. До 1950 года музыкальный киножанр цвел и благоухал, этот период считают золотым веком мюзиклов. В шестидесятые и семидесятые популярность мюзиклов в кинотеатрах начала падать. Одной из главных причин тому стало широкое распространение цветного телевидения в США, где музыка прижилась еще лучше. Тем не менее жанр жил полной жизнью, во многом благодаря мультфильмам.
Неудивительно, что 9 из 10 «Оскаров» в номинации «лучший фильм» приходится на период с 1929 по 1968 годы. Начиная с восьмидесятых мюзиклы уходят на второй план у кинопродюсеров – зритель же все чаще воспринимает музыкальное кино как некую диковину, а не нечто само собой разумеющееся.
На первой торжественной церемонии киноакадемии мюзиклы к категории «лучший фильм» не подпустили. Награда в 1929 году досталась «Крыльям», драматичной истории любви, которую в XXI веке бессовестно переписал сценарист «Перл-Харбора» Рэндалл Уоллес. Зато уже на следующий год лучшим из лучших признали «Бродвейскую мелодию 1929 года». Это стандартная нью-йоркская история любви, водевиль о сестрах Хэнк и Куини Махони. Они танцующие певицы, приехавшие на Бродвей и влюбившие в себя двух мужчин с разной толщиной кошелька. Что примечательно, критики больше ругали мюзикл, нежели хвалили, но взять «Оскар» (к слову, тогда премия так еще не называлась) «Бродвейской мелодии» это не помешало.
Фильм-концерт 1936 года посвящен реальному человеку из индустрии развлечений Флоренцу Зигфилду, бродвейскому шоумену и импресарио. Зигфилд прославился серией бродвейских постановок с самовлюбленным названием «Безумства Зигфилда» и еще более самовлюбленным мюзиклом «Великий Зигфилд». Одноименный киномюзикл стал байопиком шоумена, подарив зрителям яркие танцевальные и музыкальные номера, а продюсерам – статуэтку за «лучший фильм».
Мюзикл «Идти своим путем» на «Оскаре» 1945 года был представлен в 10 номинациях. В семи фильм Лео МакКери стал победителем, в том числе в категории «лучший фильм». По сюжету пожилой священник округа отец Фитзджиббон отслужил в старом районе города уже 45 лет, но его церковь бедна, плохо отапливается и имеет долги за аренду земли. Для поправки дел прихода к нему направлен молодой священник Чак О`Молли, и тут начинается хорошо всем знакомая борьбу между новым видением и консервативными устоями. В итоге музыкальный батл Барри Фицджералда и Бинга Кросби принес обоим индивидуальные гипсовые «Оскары». Металл во время войны был в дефиците, поэтому статуэтки делали из чего придется.
В 1952 году одним из главных фильмов церемонии стал мюзикл «Американец в Париже»: 8 номинаций, 6 побед. Благо, тогда был шанс собрать целый урожай наград, поскольку технические номинации разделялись на цветные и черно-белые. Лбами цвет и монохром сталкивали лишь в категории «лучший фильм», где «Американец» смог обставить черно-белого фаворита «Трамвай “Желание”» с Марлоном Брандо и Вивиьен Ли. Сюжет музыкального фильма традиционно построен на запутанной истории любви с участием бывшего вояки, а ныне художника Джерри, его богатой покровительницы из Парижа, молоденькой Лизы и друга Джерри, который с этой Лизой помолвлен.
В Америке «Жижи» 59-летней давности относят к нестареющей классике. Мол, если большинство фильмов в этом списке сейчас несмотрибельны, «Жижи» можно включать хоть сейчас. Причина такой вечнозеленой свежести в простоте истории: молодая девушка, которую хотят сделать кокеткой, тем не менее стремится к настоящей любви. «Жижи» настолько любим американцам, что в 2015 году мюзикл возродили на Бродвее, позвав на главную роль Ванессу Хадженс.
«Вестсайдская история» – это не только одна из самых популярных в США интерпретаций истории Ромео и Джульетты, но и классика с 10 «Оскарами» за плечами. В 1962 году членов киноакадемии лента Джерома Роббинса поразила песнями, операторской работой, режиссурой, актерской игрой, звуком, монтажом и костюмами. Удача не улыбнулась «Истории» разве что в номинации за лучший адаптированный сценарий – эту статуэтку отдали «Нюрнбергскому процессу». В 2014 году пошла речь о ремейке «Вестсайдской истории», причем со Стивеном Спилбергом в режиссерском кресле, но пока разговоры остаются разговорами.
Этот мюзикл стал пособием для тех, кто пытается поставить себе хорошую английскую фонетику, но задолго до этого – в 1965 году – экранизация «Пигмалиона» Бернарда Шоу о простушке в высшем обществе стала оскароносной. Песни The Rain in Spain, On the Street Where You Live и Get Me to the Church on Time вошли в историю, как и скандал вокруг них. Дело в том, что легендарная Одри Хепберн долго готовилась к роли и брала уроки вокала. Она выкладывалась на полную, чтобы потом получить неприятный сюрприз. Продюсер Джек Л. Уорнер вырезал исполнение Херпберн и вставил голос ее дублерши Марни Никсон. Позднее Хепберн призналась, что никогда бы не взялась за роль Элизы Дулиттл, если бы знала, что все ее песни продублируют. Партнер актрисы Рекс Харрисон тоже не знал, что ему петь необязательно, но отреагировал на дубляж намного спокойнее – видимо, он изнурительные уроки вокала не брал.
Вслед за «Моей прекрасной леди» лучшим фильмом на «Оскаре» стали «Звуки музыки». Вольная интерпретация событий из жизни австрийской семьи фон Трапп стала культовой в США и самым кассовым фильмом своего времени. Забавно, что и в нем главную роль прочили Одри Хепберн, но она отказалась сниматься – нетрудно догадаться, почему. Продюсеры едва не потеряли интерес к проекту, но все же заменили Одри Хепберн на Джули Эндрюс и не прогадали.
Оливер предпочитает жить на улицах, а не в приюте. Он попадает в добрую «семью» воришек и становится карманником. Как вы уже поняли, лучший фильм 1968 года – экранизация «Оливера Твиста». В придачу к пяти «Оскарам» фильм отметили отдельной статуэткой за хореографию.
С этого кадра на вас пронзительным взглядом смотрит Велма, она высокомерно говорит вам, что лучше нее никого нет… и киноакадемия с этим согласилась, дав «Чикаго» 6 золотых статуэток, в том числе за лучшую женскую роль Кэтрин Зета-Джонс и в категории «лучший фильм». Всего же номинаций было 13! При этом не сказать, что у «Чикаго» не было конкурентов. В главной номинации мюзикл соперничал с «Властелином Колец», «Бандами Нью-Йорка», «Пианистом» и «Часами».
Театральная версия «Чикаго» существует с 1975 года, и почти сразу киношники приобрели права на ее экранизацию. Постановку должен был возглавить Боб Фосси, главные роли отдали Голди Хоун, Лайзе Миннелли и Фрэнку Синатре. Однако проект забуксовал, а в 1987 году Фосси ушел из жизни. Для него фильм «Чикаго» остался несбыточной мечтой.
НЕЛЬЗЯ НЕ УПОМЯНУТЬ
– «Кабаре», который в 1973 году уступил в борьбе с «Крестным отцом». При этом мюзикл все равно собрал 8 статуэток. Две из них достались упомянутым Лайзе Миннелли и Бобу Фосси.
– «Смешная девчонка», проигравшая «Оливеру» в 1969 году. У «Девчонки» было 9 номинаций, победной стала лишь одна – «Оскар» получила Барбра Стрейзанд.
– «Мулен Руж» База Лурмана в 2002 году был номинирован на «лучший фильм» наравне с «Властелином Колец» и «Играми разума». Статуэтка досталась ленте Рона Ховарда.
– «Отверженные» получили 3 приза киноакадемии, но без главной награды вечера их оставил Бен Аффлек, снявший в 2012 году «Операцию “Арго”».