Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Четыре пера»

Обычно, когда переснимают старинные шедевры, либо Мадонна самим своим присутствием оскорбит память Марлен Дитрих из "Шанхайского экспресса", либо легкомыслие "Мятежа на Баунти" станет многопудовым занудством. В основном современники вместо личной интерпретации добавляют мебель, одежду и красоты природы в цветном широкоформатном варианте, и на фоне добротных вещей вылезает бредовость сюжета. Шекару Капуру на этот счет повезло.

Добавить в закладки

Роман-первоисточник А.Е.В.Мейсона "Четыре пера", экранизированный ныне в седьмой раз за всю историю кино, в принципе небредовый. Его можно сделать авантюрным, как произошло в знаменитой экранизации 1939 года, а можно и не делать. Тогда современная добротность лишь подчеркнет в "Четырех перьях" здравомыслящий, джентльменский набор событий.

Кадр из фильма "Четыре пера"

То есть серьезно к "кодексу чести джентльмена" все равно относиться нельзя. Старики-викторианцы не придумали ничего лучше, как посылать тому, кто больше не-джентльмен, гусиное белое перышко. Это само по себе настолько нелепо, что когда четыре маленьких перышка, присланных герою Фивершэму (Хит Леджер), проходят вместе с ним огонь, воду и медные трубы, постепенно приобретая жалкий серый облезлый вид, хочется покрутить пальцем у виска. Ты бы уж сам проходил свои трубы, а мусор этот малоэстетичный выбросил на помойку. С другой стороны, все остальное весьма изысканно. Красные британские мундиры на блестящих дворцовых балах, потом вдруг африканская пустыня, верблюды и бедуины, битвы и тюрьмы, грязища, толпы и вперемешку - снова юная леди в сырых и туманных английских парках. В целом изысканность предоставляет возможность сосредоточиться на нюансах кодекса чести.

Ведь обычно-то как? Обычно без нюансов. Джентльмен на службе Ее Величества предпочитает блондинок, не будит спящих собак, не пьет одеколон, всем ребятам пример, правь, Британия, морями, мир - хижинам, смерть - негодяям. А тут ни негодяев, ни примеров. Четверо выпускников военной академии лучшим среди себя считали Харри Фивершэма. Он был генеральский сын и жених первой красавицы королевства (Кейт Хадсон). Накануне отплытия военной экспедиции в Судан в 1875 году напился с лучшим другом (Уэс Бентли) и осознал, что в этом гребаном Судане их всех перебьют либо дикари, либо дизентерия и что само это название для Британии - как Луна. Но поскольку друзья на него равняются, то пойдут за ним хоть на Луну, поэтому утром Фивершем вышел в отставку. Его уговаривали подумать, его предупреждали, что будет, и так оно и было. Друзья отвернулись, невеста отказалась, отец-генерал отрекся. Но если вы думаете, что дальше пойдет пацифистское кино, так это не пойдет.

Кадр из фильма "Четыре пера"

Фивершэм - не только не трус, но и не пацифист. Он просто осознал бредовость ситуации и что он - не он, если этот бред примет за норму жизни. Но дальше честь перекинула его в арабскую пустыню, и прошлая ситуация стала детским лепетом по сравнению с бредом нынешним. Какие-то крепости, перестрелки, у арабских собственная гордость, а наш отставник чуть не погиб в песках, где его спас причудливый чернокожий. Причем мало что спас, хотя мог бы и зарезать, но с бухты-барахты стал его верным Пятницей на ближайшее будущее. На ближайшее будущее единственным не-бредом оказывается то, что зачем-то они все же встретились, и это совсем другой коленкор, чем картина Верещагина "Апофеоз войны".

Ну, поспасает Фивершэм тайком своих воюющих товарищей, но не так чтобы это - главное. Оно ничуть не главнее, чем то, что один из них был хороший, но подловатый, другой - хороший, только садист, третий - хороший, но слишком рано умер, а невеста - ханжа. Никто все кино практически не выясняет отношений, вообще мало говорят. Обстоятельства главнее, и на каждое обстоятельство в бою, на балу, голодный или ослепший, ты - каждый хороший - просто обязан успеть отреагировать адекватно. С ума не сходи - вот честный нюанс на каждый данный момент. Это у Капура яснее ясного, так как сам он не-джентльмен, он индиец, и со стороны виднее.

Кадр из фильма "Четыре пера"

Ритм происходящего как бы все время синкопированный. Думаешь, будет это, а будет вовсе то, и такое зигзагообразное течение времени с буддийским спокойствием выдержано весь двухслишнимчасовой хронометраж. Ни пропавшая экспедиция, ни драма лучшего друга, влюбленного в далекую невесту, ни лагерь военнопленных ничем друг другу не уступают, все сцены как бы равноценны. Впрочем, один изыск в этой принципиально многофигурной композиции все же нельзя не выделить. Когда конные аборигены в дюнах полностью раздолбали британское каре, камера поднимается, большую битву видно сверху как чистую геометрию, и ты это знал, ты этого хотел. Очень красиво.

Хит Леджер довольно посредственный, но такую хорошую роль испортить просто нельзя, Уэс Бентли и Кейт Хадсон лучше, однако всех профессионалов, как водится, оставляет курить верный Пятница - Джимон Хонсу. Этот натуральный абориген из Бенина, мальчишкой приехавший в Париж, ставший моделью Тьерри Мюглера и Герба Ритца, перебравшийся в Штаты и выучивший английский, только глядя штатовский телевизор - сам себе карма, ему про адекватную реакцию ничего объяснять не надо. Мы помним его лицо по здоровому черному бугаю из "Гладиатора", скоро совсем привыкнем, когда выйдет сиквел "Лары Крофт", а пока можем наслаждаться Хонсу в "Четырех перьях". В общем, все это не шедевр, но вполне, вполне.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?