Сколько бы ни ворчали убеленные сединами кинокритики от засилья сиквелов, зрители любят фильмы с продолжениями. А уж как их любят продюсеры!
«Постойте! У “Десанта” же есть продолжения!» – воскликнет внимательный читатель. И будет прав, продолжения действительно есть: два полнометражных игровых, анимационный сериал и большой мультфильм. Все так, но, согласитесь, все это не то, чего заслуживал первый фильм Пола Верхувена с Каспером Ван Дином, Нилом Патриком Харрисом и Дэниз Ричардс в главных ролях. В свое время картина не оправдала надежд студии, потраченные на производство сто миллионов долларов в США отбились только наполовину, а для старта франшизы это неприемлемый результат. Потому и продолжения получились столь убогими, что выпустить их решились исключительно для домашнего пользования. А вот дать бы сейчас сиквелу или ребуту приличные деньги да современную графику, тогда бы жуки у нас побегали.
В среде киноманов «Шестое чувство» принято считать лучшим фильмом М. Найта Шьямалана, мы же думаем, что «Неуязвимый» полнометражному дебюту режиссера практически не уступает. Мощная история, которая в какой-то мере предвосхитила бум реалистичных фильмов о супергероях, населяющих нашу с вами действительность. Картина заканчивается весьма неоднозначно, возможностей для продолжения у сценаристов есть предостаточно, так что неудивительно, что с разной степенью интенсивности слухи о сиквеле возникали все время, прошедшее со дня премьеры «Неуязвимого». Однако пока второй части так и нет. Возможно, Шьямалан, давно не снимавший ничего приличествующего своим первым лентам, еще не все горе исчерпал. Мы подождем, может, еще образумится.
Грандиозное морское приключение режиссера Питера Уира, снятое по мотивам произведений Патрика О’Брайана, было весьма высоко оценено критиками и специалистами, да и зрители не оказались разочарованы тем, что увидели на экране. Вот только зрителей этих оказалось в кинотеатрах совсем не столько, сколько ожидали увидеть студийные боссы. Лента удостоилась десяти номинаций на «Оскар», в том числе претендовала на звание «лучший фильм», а вот в прокате осталась за бортом окупаемости. Два десятка романов О’Брайана пришлось обратно поставить на полочку, в съемки продолжения «Хозяина морей» деньги вкладывать пока никто не спешит. Если уж проект не поплыл с Расселом Кроу на капитанском мостике, то сегодня и вовсе трудно найти настоящего морского волка.
Многообещающая комикс-постановка с Беном Аффлеком запускалась с расчетом минимум на три фильма – Сорвиголова является одним из самых любимых американскими читателями «мрачных» персонажей. Увы, вместо серьезного фильма зрители получили нелепую поделку с туповатым главным героем и не менее дегенеративными второстепенными персонажами. И пусть режиссерская версия ленты получилась намного более внятной, зрители видели только первоначальный вариант, и этого было достаточно, чтобы на фильм вылились ушаты помоев. Да что там, сам Стэн Ли предал «Сорвиголову» Джонсона анафеме. Кассово, впрочем, картина выступила неплохо и вполне могла стать началом какой-никакой франшизы, но студия решилась только на спин-офф «Электра», который оказался настолько ужасен, что зрячие зрители позавидовали слепому Мэтту Мердоку. Пришлось «Сорвиголове» менять большой экран на телек, ждем обратного превращения.
Несмотря на то что большинство поклонников нашли экранизацию романа Дугласа Адамса, мягко говоря, спорной, картина Гарта Дженнингса пришлась по вкусу и критикам, и зрителям. Конечно, это не «Звездные войны» и не «Стартрек», но свое очарование в сатирической фантастике Адамса определенно присутствует. Не слишком дорогой (всего 50 миллионов долларов), наполненный прекрасными актерами, фильм имел все шансы на продолжение, но даже вдвое превысившие производственные расходы сборы не пробудили у продюсеров интереса к сиквелу. Некоторое время надежда теплилась, но в 2007 году Мартин Фримен заявил, что второй фильм можно не ждать. Жаль, ведь Адамс оставил достаточное наследие, чтобы и после смерти вместе со своими героями путешествовать по киноэкранам с полотенцами на плечах.
Поклонники «Светлячка» и Джосса Уидона на самом деле должны быть благодарны даже за то, что свет увидел хотя бы один полнометражный фильм. Закрытие сериала привело фанатов в страшное уныние, никакие уговоры о продлении не помогали, казалось, команда Мэла Рейнольдса распущена навсегда… Но Уидон внезапно заручился поддержкой высших сил и вернул полюбившихся героев на экраны, да еще и с замахом на трилогию. Трилогии, правда, не вышло – любви фанатов (а многие ходили в кино по три-пять раз) оказалось недостаточно, чтобы оправдать финансовые затраты на фантастическую постановку. Любовь любовью, но Голливуд – это про деньги. Хотя… Учитывая ту индульгенцию, которую Уидон получил за работу на Disney, кто знает, не насобирает ли режиссер из своих гонораров на еще один фильм о космических пиратах?
Среди бесчисленных подражателей, пытающихся повторить успех «поттерианы», у «Золотого компаса» были, пожалуй, самые большие шансы на успех: серьезная литературная подложка, звезды первой величины, занятые на ведущих ролях, в том числе Николь Кидман и Дэниел Крейг, почти 180-миллионный бюджет. Размах был на рубль, да и удар слабым не назовешь – сборы вдвое превысили затраты. А вот слава о картине пошла нехорошая, за антикатолические настроения ленту бойкотировали многие верующие, придав показам нехороший шлейф. Позднее вскрылись и конфликты, которые возникли у режиссера Криса Вайца со студией New Line, патроны требовали у постановщика сгладить острые углы и смягчить накал, но Вайц посчитал подобное вмешательство гибельным для фильма. Так «Компас» и остался одиноким и неприкаянным.
«Телепорт» Дага Лаймана – картина простая и достаточно прямолинейно рассчитанная на интерес самого неприхотливого подростка. Ну еще бы, чувак обретает способность мгновенно перемещаться в пространстве, а компания убийц разыскивает его, чтобы захомутать, – какому пацану это не понравится? У руля признанный мастер экшена, в кадре матерый Сэмюэл Л. Джексон и молодой Хайден Кристенсен – такое кино легко продать. Продался «Телепорт» и вправду неплохо, а вот критиков он почему-то напряг, слишком пустым показался. А жаль, Стивен Гулд, автор романа, положенного в основу сценария, к выходу фильма написал продолжение. Увы, время уходит, а следующего прыжка зрители так и не дождались.
У «Команды А», казалось бы, тоже все должно было складываться хорошо: набравший боевую форму Лиам Нисон, набирающий популярность Брэдли Купер, определенная фан-база – снимай да снимай. Но что-то не сработало. Вроде и юмора было в достатке, и экшен приличный, и с героями все в порядке, а касса довольно посредственная. Пожалуй, больше всего фильму помешал мягкий возрастной рейтинг, будь «Команда» позлее, покровавее, возможно, фильм набрал бы новых молодых поклонников, которые вытянули бы фильм на счастливую франшизную дорожку. Но не случилось, не впечатлили студию показатели. Возможно, стоит подождать новой перезагрузки, чего парням простаивать-то.
Мы знаем, что у фильма 1995 года с Сильвестром Сталлоне есть свои поклонники, но картине 2012 года с Карлом Урбаном в плане следования духу исходного комикса старая лента в подметки не годится. «Дредд» нового поколения отличился жестким рейтингом, ударным экшеном, мощными персонажами и неснятым шлемом – на последнее у Сталлоне не хватило скромности. Поклонники от фильма остались в восторге, критики не нашли к чему придраться, а вот со сборами у фильма случился прокол – всего 35 миллионов в мировом прокате, смешно даже для скромного проекта. Какое-то время фанаты собирали подписи, организовывали краудфандинг и всячески пытались обратить внимание студии на интерес публики к сиквелу, но денежные голливудские мешки пока хранят молчание.
Российский кинотеатральный рынок не испытывает недостатка в ремейках и сиквелах, «Елки» идут на пятый круг, «Богатыри» объездили уже весь свет, в большой город любовь-морковь заглядывала трижды. Борису Акунину с его Фандориным вроде бы тоже не на что жаловаться, худо-бедно этому герою повезло уже и на ТВ засветиться, и на большом экране. А вот у «Шпиона», еще одного детища Акунина, зацепиться за франшизу не получилось. Тематика позволяла, любят у нас кино про разведчиков, актеры были заняты интересные, комиксовая стилистика скорее на пользу шла, чем мешала, но не готов наш зритель оказался к такому легкомысленному подходу к священным страницам истории. Бумага еще может стерпеть дирижабли над Москвой, а экран – уже нет. Продолжение умерло, так и не обратившись в бумажный сценарий.
Disney так долго и тщательно подбирался к литературному наследию Берроуза, что, казалось, никаких просчетов допущено быть не должно. Собственно, студия и не допустила больших просчетов: убедительные актеры, энергичная режиссура, впечатляюще спецэффекты, все шло к тому, что лента станет кассовым хитом и получит линейку продолжений. Что же не получилось? Возможно, герой показался зрителям слишком безликим. Возможно, марсианские приключения выглядели в глазах некоторых вторичными на фоне тех же «Звездных войн». Возможно, именно на «Картера» выпало определенное пресыщение блокбастерами. Как бы то ни было, фильм в прокате фактически провалился – собранные 280 миллионов долларов не покрыли даже производственного и рекламного бюджета. Студия от таких потерь не надорвалась, но от прав на остальные книги Берроуза предпочла избавиться. Франшиза о марсианских приключениях, возможно, еще и появится, но уже из других рук.
Еще один выстрел студии Disney в молоко. Если «Джон Картер» не блистал суперзвездами (Уиллем Дефо прятался за компьютерным персонажем), то «Рейнджера» «продавали» Джонни Депп и Гор Вербински – ни много ни мало создатели «Пиратов Карибского моря». Собственно, «пираты» «рейнджеров» и потопили. Депп, сменивший боевую раскраску, оказался тем же Джеком Воробьем, а Вербински не потрудился превратить не слишком замысловатую историю во что-то более-менее захватывающее. Предсказуемость и усталость как авторов, так и зрителей сошлась в пустыне, где Джон Рид надевает свою знаменитую маску. Результат примерно тот же, что и у марсианина Картера: сборы, едва превышающие затраты на производство, громкие отставки в руководстве студии, смена приоритетов студии и, конечно, никаких продолжений. Повторения этого позора Disney не допустит.