Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Лучшие фильмы Берлинского кинофестиваля 2021

Онлайновый Берлинале закончился, и самое время подводить наши личные итоги: специально для вас выбрали лучшие картины киносмотра — от румынской комедии про порно до немецкого ответа «Чёрному зеркалу».

Добавить в закладки
Лучшие фильмы Берлинского кинофестиваля 2021

Победитель фестиваля — новая работа Раду Жуде, одного из самых интересных представителей «новой румынской волны». Фильм с сумасшедшим названием рассказывает об учительнице элитной школы в Бухаресте, чей муж сливает в Сеть их совместное видео интимного характера. Теперь ей надо разобраться в ситуации и столкнуться лицом к лицу с родительским советом — чтобы вместе попытаться прийти к хоть какому-то соглашению.

«Неудачный трах» — вольное исследование современной румынской, да и общемировой реальности: Жуде часто отвлекается от основного сюжета и рассуждает на темы исторической памяти, сексизма, войны и многие другие. При этом делает это ни разу не претенциозно, с ироничной ухмылкой на лице.

Подробнее в нашей рецензии.

Новая картина Рюсукэ Хамагути («Счастливый час»), три отдельные новеллы о странностях любви. В первой одна подруга расскажет другой о своём новом парне, страдающем из-за жестокого разрыва, не зная, что причиной этого разрыва является как раз её приятельница. Во второй девушка пойдёт ловить «на живца» титулованного писателя, но между ними возникнет непонятное чувство. В третьей две давних знакомых встретятся после многих лет разлуки — лишь чтобы понять, что каждая из них приняла другую за кого-то иного.

В каждой из новелл история движется не самым очевидным путём, и во всех Хамагути с большой точностью показывает биохимию отношений героев. В каком-то смысле «Колесо фортуны» схож с работами Хон Сан-Су, чей последний фильм тоже был на этом Берлинском фестивале. Но Хамагути не так интересны запутанные нарративы: его кино — пускай сентиментальное — заинтересовано в первую очередь Человеком.

Динамичная норвежская драмеди о молодой девушке, которая внезапно обнаруживает, что беременна шестимесячным плодом: делать что-то уже поздно, придётся рожать, и остаётся только понять, как жить дальше. «Ниндзя-ребёнок» с юмором подходит к непростой теме, а режиссёрка Ингвилд Све Фликке максимально изобретательно осмысляет историю своей героини: смешивает её фантазии с реальностью и выводит самого ребёнка как отдельного анимированного персонажа. Удивительное кино, которое вполне может стать зрительским хитом, если вообще дойдёт до международного широкого проката.

Подробнее в нашей рецензии.

Три года назад режиссёр Алонсо Руис Палашиос приехал в Берлин с «Музеем» — фильмом о самом известном ограблении в истории Мексики, в котором он смешивал документальный подход с механикой игрового кино. В «Полицейском фильме» он идёт ещё дальше и делит картину на три равные части: в первых двух мы видим как бы документалку о жизни семейной пары копов, а в третьей нам открывают правду: это были актёры, и теперь мы уже следим за тем, как они внедрялись в полицейские академии и пытались слиться со своими персонажами.

В какие-то моменты понять, где вымысел, а где правда, становится практически нереально, но в этом и суть: Палашиос в том числе демонстрирует хрупкую реальность, с которой каждый день приходится сталкиваться профессиональным актёрам. Это и документальное кино о непростой работе копов в Мексике, и метакино о самом производстве кино — о том, что между полицейским и артистом не так уж мало общего.

Главный хидден гем (наравне с «Ниндзя-ребёнком» из секции Generation) прошедшего Берлинского фестиваля. Молодой режиссёр Игнасио Серой покупает камеру с рук и находит там удивительные в своей поэтичности видеоролики бывшего владельца: резвящихся на природе собак, семью за обедом, коллег по работе. Решив, что это может стать отличным материалом для фильма (изначально Серой вообще планировал смонтировать короткометражку о четырёхлапых друзьях главного героя), он связывается с хозяином и просит его написать развёрнутые комментарии к каждому из фрагментов. Так и без того трогательные видео обзаводятся закадровым голосом, рассказывающим о невероятной жизни Чарльза — на первый взгляд заурядного семьянина, который круто изменил свою жизнь и в преклонном возрасте отправился на заработки в Камерун.

Если верить Игнасио, какую-то часть из этих невообразимых сюжетов он додумал или приукрасил. Однако факт существования Чарльза и его милых хвостатых товарищей почти неоспорим. Впрочем, не так уж и важно, где заканчивается реальная история и начинается фантазия автора — What Will Summer Bring настолько уютно-меланхоличный, что сложно усомниться в правдоподобности камерунских странствий героя и искренности его рефлексии на тему потерянности европейского человека. Найдя любовь в чужой стране, став свидетелем масштабных митингов и даже успев прогуляться по джунглям в поисках знакомого (иначе говоря, столкнувшись с приключениями, о которых мечтает каждый утомившийся обыватель), он всё равно ощущает неутолимую тоску. Чувствует себя чужим в этой стране, истерзанной колонизаторами, и понимает, насколько может быть важен дом. Без назойливого коронавирусного контекста, без щемящей сентиментальщины — просто и искренне.

Один из самых неожиданных триумфаторов фестиваля — венгерская военная драма, взявшая приз за лучшую режиссуру. Основанный на романе «Наше чужое тело», который охватывает период 1930-1950-х годов, этот фильм берёт за основу описание лишь трёх дней из оригинала. Отряд солдат шастает по территории СССР и ищет партизан по лесам и деревням. На лице капрала Сметки — главного героя картины — апатия и разочарованность. Он с усталостью смотрит на захиревшие домики, на испуганных местных жителей и даже на беглецов, прячущихся среди болот. Мужчина не докладывает о них начальству и, словно призрак, продолжает молчаливо бродить среди грязи и мерзлоты.

«Естественный свет» был холодно принят как российскими, так и западными зрителями. Причина проста: во-первых, идейно он не развивает антивоенный дискурс и скорее ловко подхватывает темы, на которые размышляли десятки лет назад; во-вторых, даже по меркам современного фестивального кино он до жути медитативен, а порой и вовсе бессюжетен. Сметка — никакой не романтический герой, которому предстоит встретиться лицом к лицу с ужасами эпохи. Это человек без лица и без голоса, обыкновенный солдат, чья потерянность и разочарованность свойственна чуть ли не всем его сослуживцам. Не революционный фильм о войне, но крайне умная работа с формой на поприще хрестоматийных антимилитаристских историй. Кино здесь важнее слов, а сам сюжет развивается скорее не в литературном, а в музыкальном ключе. Перед нами, если на то пошло, изящный фильм-реквием, где звуки, изображения и люди сливаются в единую симфонию траурного ужаса.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Пока авторы десктоп-фильмов пытаются по полной реализовывать возможности формата (вставлять больше вкладок с переписками и социальными сетями, показывать рабочий стол в деталях и так далее), режиссёрка Натали Моралес делает прямо противоположное. В её дебютной работе «Языковые уроки» нет ни интерфейса компьютера, ни мудрёных монтажных переходов — всего лишь изображения с фронтальных камер двух главных героев: Адама (Марк Дюпласс) и Кариньо (собственно сама Натали Моралес). Первому муж дарит 100 уроков испанского, а спустя несколько недель умирает и оставляет супруга-вдовца наедине с учительницей из Коста-Рики. Два совершенно разных человека со своими проблемами и переживаниями не только постараются помочь друг другу пережить горе, но и станут настоящими друзьями.

«Языковые уроки» — такой же зрительский фильм с Берлинале, как и «Я твой человек» или «Ниндзя-ребёнок», который, мы уверены, отлично бы смотрелся и в российском прокате. Простой, трогательный и в меру сентиментальный: без перегибов в сторону нескончаемых страданий и с постоянными комедийными вставками. Несмотря на то что в одном сюжете здесь собралось сразу несколько манипулятивных штампов (смерть супруга, насилие в семье, социальное неравенство), кино обыгрывает их по-своему изящно. Остаётся лишь ждать эту чудесную картину если не на больших экранах наших кинотеатров, то хотя бы на стримингах. С экрана монитора формат десктопа, как известно, порой смотрится даже лучше.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Зрительская сай-фай-мелодрама от немецкой режиссёрки Марии Шрадер, поставившей сериал «Неортодоксальная» о жизни евреев в Германии. В её новом фильме учёная Альма (Марен Эггерт) становится участницей эксперимента и тестирует робота Тома (Дэн Стивенс) у себя дома. Андроид, в общем-то, разработан так, чтобы удовлетворять партнёра и соответствовать его идеальным представлениям, но девушка, несмотря на весь шарм жестянки, поначалу пытается держать дистанцию. Впрочем, от (показной) ненависти Альмы, обращающейся с Томом как с неживым, до любви один шаг.

Типичный для сай-фая вопрос об этике в рамках новых технологий тут служит скорее зачином для трогательной мелодрамы об одиночестве в современном мире и парадоксальности любви. «Я твой человек», с одной стороны, ничего необычного не предлагает: стоит вам увидеть треть фильма, как вы поймёте, чем всё закончится. С другой — такое неглупое мейнстримное кино на фестивалях — приятный сюрприз, который поможет преодолеть все эти мучительно долгие экзистенциальные драмы или политические манифесты. Почти наверняка картина дойдёт и до России, так что её очарование вам ещё предстоит оценить самим.

Сбежавшая от семьи в Париж девушка по имени Артемида вынуждена вернуться в родные Афины, чтобы заботиться об отце, которому диагностировали склероз. Тот с трудом ходит самостоятельно и нуждается в постоянной опеке — героиня без энтузиазма начинает ухаживать за родителем, не догадываясь, что это поможет ей понять причину их отстраненных отношений. Обычно такой синопсис — предвестник беды, но дебютный фильм Жаклин Лентцоу лишен манипулятивной сентиментальщины. Это трогательное кино о необходимой коммуникации, секретах прошлого и долгожданном прощении — снятое с холодным греческим юмором и экспериментальными вставками VHS-пленки из детства героини.

Режиссер недавнего «Мартина Идена», отличной экранизации одноименного романа Джека Лондона, Пьетро Марчелло возвращается к привычной для себя экспериментальной документалистике. В этот раз итальянец решил создать фильм о выдающемся соотечественнике — музыканте Лучо Далла, который стал голосом послевоенного поколения. Скрещивая архивные кадры встающей с колен Италии после Второй мировой войны и воспоминания старых друзей певца, Марчелло создает не только трибьют исключительного для тех времен народного музыканта, лишенного привычной для эстрадных артистов смазливости, но и коллективный портрет итальянского народа на фоне стремительного социокультурного подъема и роста консьюмеризма.

Роль любимца критиков, проигнорированного жюри, в этом году досталась Александру Коберидзе и его 150-минутному фильму «Что мы видим, когда смотрим на небо?», лирической зарисовке об обыденности чудес. С одного из них и начинается фильм: влюбившиеся с первого взгляда парень-футболист и девушка-фармацевт на следующий день просыпаются без воспоминаний о прошлой жизни и с новой внешностью — виноват, как сообщает нам рассказчик, сглаз. Герои не сдаются и пытаются найти друг друга, поэтому устраиваются работать рядом с кафе, в котором должны были встретиться. После ромкомовской завязки практически ничего не происходит, но оторвать глаза от фильма все равно не получается: Коберидзе отходит от своих героев и начинает фиксировать неторопливую жизнь Кутаиси, одного из старейших городов Грузии, воспевая лирику повседневности. Кадры с одержимыми футболом жителями и псами, течением реки и покачиваниями деревьев сливаются в упоительную и полную очарования симфонию застывшего во времени города.

После каннского триумфа с «Портретом девушки в огне» французская постановщица Селин Сьямма приехала на Берлинале с коротким про хронометражу и немногочисленным по количеству актеров из-за карантинных ограничений, но масштабным по размаху фильмом. «Маленькая мама» — это история о том, как обычная французская семья после смерти бабушки приехала в ее дом собирать вещи. После того как немногословная мать восьмилетней Нелли уезжает обратно в город горевать в одиночестве, героиня встречает в лесу очень похожую на нее ровесницу — оказывается, это ее маленькая мама. Научно-фантастическую завязку о неожиданном перемещении во времени Селин Сьямма развивает в необычном русле: «Маленькая мама» — это лаконичная, но эмоциональная драма о том, как ребенок переживает горе и из-за недостатка общения с матерью создает себе идеальную воображаемую подругу.


Текст: Алихан Исрапилов, Ефим Гугнин, Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?