Выборгский фестиваль «Окно в Европу» подошёл к концу — победители объявлены, гости разъехались, но лучшие фильмы смотра, мы надеемся, дадут о себе знать в течение ближайших нескольких месяцев. Рассказываем о самых важных, любопытных и просто очаровательных картинах, которые вам стоит ждать в российском прокате и онлайн-кинотеатрах.
Самый политически радикальный российский фильм не только года, но и, пожалуй, последних шести-семи лет. Во время перерыва в производстве своего нового проекта «Воздух» Герман-младший взялся за сценарий, написанный в соавторстве с Марией Огневой, и снял маленькое камерное кино о больших вещах. Главный герой «Дела» — преподаватель Давид (Мераб Нинидзе), который опубликовал пост о мэре-казнокраде и приложил к тексту исчерпывающую карикатуру, где политик занимается сексом со страусом. Чиновник шутку, очевидно, не оценил и быстро отправил дерзкого филолога под домашний арест по сфабрикованному делу. Теперь Давид сутками напролёт сидит в своей квартире, пытаясь придумать, как ему дать отпор людоедской системе, но время течёт все быстрее, а верные товарищи предлагают горе-оппозиционеру признать свою вину (которой нет) всё чаще. Это кино — очень важный политический жест, мастерская и трогательная работа, которая не собирается ничему учить своего зрителя, однако хочет напомнить (очень убедительно, к слову), что молчание может оказаться хуже любого чиновничьего произвола.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
В прокате с 23 сентября.
Дебютная полнометражная картина Наталии Кончаловской, дочери Андрея Кончаловского, которая символично открывает свою большую фильмографию историей об отцах и детях. Апатичная девушка Кристина (молодая актриса Юлия Шульева, очень, к слову, талантливая и многообещающая) только выпустилась из вуза и ещё не поняла, что вступила во взрослую жизнь. Она ходит на стажировку в престижную компанию, но не получает удовольствия от работы, каждый вечер смотрит дурацкие сериалы вместе с матерью и слушает её неуместные комментарии про женихов, но не может дать отпор родительской настойчивости. Её мечта — преподавать боевые искусства или уехать в Антарктиду с соседом, который живёт этажом выше, однако для этого ей нужно сперва поменять что-то в себе. «Первый снег», признаемся честно, далеко не лучшее кино Выборга: и снято оно по- дебютантски простовато, и сыграно иногда с фальшивыми нотами, хотя чего у него не отнять, так это, да, наивной и для кого-то даже смехотворной, но искренности. Поколение 90-х и 00-х Кончаловскую уж точно поймёт.
Успешный бизнесмен Дмитрий Фалькович, который несколько лет назад решил попробовать себя в режиссуре, выпускает уже второй игровой фильм. Если «Иванов», основанный на личном опыте, — современные «Мёртвые души», то «Продление жизни» — трагикомичная проза о русских эмигрантах и тяжёлой жизни богатого белого человека. Фалькович, играющий, вот сюрприз, самого себя, живёт в Лондоне, пытается запустить бизнес по продлению жизни и разговаривает с женой и друзьями о возвращении на родину. Чёрная икра на столе, роскошные дома и Champagne Squirt по радио — лакшери-быт вряд ли оценят простые зрители, но режиссёр, в общем-то, снимает и не для них. «Продление жизни» — это уморительная, обаятельно неряшливая и медиативная трагикомедия для и про успешных (а ещё, само собой, интеллигентов). Не то чтобы важное дополнение к «Иванову», хотя и по-прежнему остроумное высказывание о России и русских XXI века.
Егерь Иван живёт со своей женой Александрой на старом хуторе, вдали от цивилизации. Каждый раз, когда муж приходит из леса, где он днями напролёт расставляет капканы и гоняет браконьеров, жена превращается в его служанку: она безропотно моет ему ноги, терпит равнодушие и насилие (в том числе сексуальное). Однажды супруг вновь отправляется в чащу, а женщина тем временем пытается придумать, как отомстить обидчику. «Капкан» — кино почти бессловное (первая реплика появляется здесь ближе к концу), но оттого не менее зрелищное. Будто бы следуя традициям Ким Ки Дука, режиссёрка Галина Уразова снимает медитативную и поэтичную историю о непростых людях, чья жизнь оборвалась после тяжелейшей утраты. Все секреты «Капкан» будет выдавать деталями, намёками, и в этой художественной незамысловатости обаяния и, уж простите, житейской правды, честно говоря, больше, чем в самых «разговорчивых» фильмах минувшего «Окна в Европу».
Виталий Суслин, художник деревенских пейзажей и простых человеческих историй, отправляется в большой город. «Рапана» — не только первая его картина, полностью снятая в Москве, но ещё и, пожалуй, самый проработанный труд в фильмографии автора. Кино повествует о театральном актёре Юрии: он отказывается играть у самодура-режиссёра, забирает костюм шута из «Короля Лира», который он теперь будет носить чаще повседневной одежды, и пытается разобраться в собственной жизни. «Рапана» куда печальнее прошлых работ режиссёра: юмор здесь окончательно смешивается с трагизмом, а искания маленького человека в гигантской столице кажутся априори обречёнными. Смотреть кино сложно, но нужно: Суслин неспешно вычерчивает контуры московского одиночества и с помощью звуков, обрывков диалогов и лиц создаёт один из самых убедительных портретов большого города, где потеряться легче, чем найтись.