"Луна 2112" Данкана Джонса, в которой одинокий диспетчер Рокуэлл разбирается с чудесами на лунной станции, демонстрирует настоящий раритет -- умную научную фантастику.
Командированный диспетчер (Сэм Рокуэлл) могущественной корпорации по добыче на Луне пресловутого гелия-3, заменившего на Земле иссякнувшие углеводороды, готовится сдавать вахту, откуковав три года в компании приборов-аппаратов, пунктуального робота, умеющего стричь волосы и говорящего голосом Кевина Спейси, и общаясь с видеопосланиями своей жены. Естественно, что в такой одинокой обстановке у этого правильного человека, верящего в Америку и рок-н-ролл, начались глюки: по стерильной станции, откуда ни возьмись, начала разгуливать голая девочка-подросток, а в сломавшемся луноходе диспетчер обнаруживает еле живую копию себя любимого. От робота, которого перезамкнуло при виде такого поворота событий, правды не дождешься. Земля, хмуро оценившая обстановку, высылает аварийную команду, до прибытия которой есть время выяснить, что все это на самом деле значит.
Для тех, кто вникал в историю научно-фантастического жанра за последние лет сорок, дебютная работа Данкана Джонса вызовет правильные ассоциации с мужественной эстетикой 70-х, когда кадр набивали под завязку непонятным оборудованием на цветных светодиодах, а романтичные бородачи в скафандрах, жавшие на кнопки вдали от матушки-земли, были простыми и честными тружениками космоса. Режиссер своих симпатий не скрывает, и среди источников вдохновения называет, например, «Молчаливое бегство» /Silent Running/ (1971) – космическое приключение самого рубежа 70-х, очень похожее по антуражу, и первого «Чужого» (1988). В общем, дежа-вю при виде разгуливающего по станции ребенка и психоделические двойники не должны вводить тут в заблуждение: «Солярисом» (1972) и Филипом Диком Джонс удивлять никого не собирался, скорее уж старым-добрым Робертом Шекли или проверенным стариной Кларком. Хотя в какой-то момент и кажется, что в диспетчера вселился галлюциногенный пришелец-вирус, а из-за угла выйдет под музыку Эдуарда Артемьева озабоченный Донатас Банионис.
Для тех, кто в историю жанра не вникал и вникать не собирается, "Луна" – хорошая возможность увидеть умный и вменяемый научно-фантастический сюжет, под вывеской которого последние лет двадцать выдают, как правило, комиксы для детей с дефектом мозга. Рокуэлл Кент дождался, наконец, отличной главной роли – умноженной на два, и при этом единственной главной на всю картину. Да и Кевин Спейси тоже, говорящий за робота не своим голосом, хотя подобные железяки и закончили выпускать году эдак в 76-м. Короче говоря, все от фильма останутся довольны, и пять миллионов долларов на эту маленькое лунное приключение потратили совсем не зря: другие тратят все пятьдесят без всякого толку.
Другое дело, что если в словосочетании "научная фантастика" вы делаете ударение на второй части, "Луна" удивит вас мало: именно такими стали бы лунные производственные фильмы, не сверни американцы программу "Аполлон".