Многие из нас любят фильмы Кристофера Нолана, но знаете ли вы о картинах, которые вдохновили режиссера на создание его знаменитых работ? Indiewire собрали 30 фильмов, которые Нолан так или иначе упоминал в своих интервью, отмечая их влияние на свое творчество.
Космическая одиссея 2001 года (1968)
Научно-фантастический шедевр Стэнли Кубрика произвёл на Нолана огромное впечатление, когда тот был ребёнком.
«Это был невероятный опыт, как будто меня уносят в другой мир. И ты не сомневаешься в этом мире ни секунды. Он больше, чем сама жизнь».
Десятилетие спустя Нолан представил миру отреставрированную версию «Космической одиссеи», которую он лично представил на Каннском кинофестивале.
12 разгневанных мужчин (1957)
По мнению Нолана, мало фильмов исследуют динамику отношений между людьми так, как классическая судебная драма «12 разгневанных мужчин». В ней Генри Фонда и Ли Джей Кобб играют членов суда присяжных, которые должны решить, виновен ли осуждённый подросток в убийстве собственного отца.
Вместе с Кубриком Ридли Скотт — ещё один режиссёр, который сильно повлиял на взрослеющего Нолана.
«Когда я был ребёнком, я был большим фанатом Ридли Скотта. “Чужой” и “Бегущий по лезвию” поразили меня своими невероятными мирами, в которые тем не менее легко поверить и погрузиться».
Нолан также оглядывался на «Бегущего по лезвию», когда разрабатывал внешний вид «Интерстеллара».
All Quiet On The Western Front (1930)
«”На Западном фронте без перемен” сказал это первым и лучше прочих: война обесчеловечивает. Когда я пересматриваю этот шедевр, я понимаю, что его интенсивность и ужас так никто и не превзошёл. Как по мне, фильм демонстрирует силу противостояния системе ради поиска смысла и логики в личной судьбе».
Нетерпение чувств (1980)
Психологический триллер Николаса Роуга 1980 года с Артом Гарфанкелом и Терезой Расселл в главных ролях рассказывает о профессоре психологии и американской женщине, у которых завязываются турбулентные отношения.
«Фильмы Николаса Роуга известны за структурные инновации, но приятно видеть их в таком качестве, которое показывает и фотографическое великолепие».
Битва за Алжир (1965)
«Битва за Алжир» была большим источником вдохновения для Нолана во время создания «Дюнкерка». Он называет историческую драму Джилло Понтекорво 1966 года «бессмертной и эффектной историей “веритé”, вызывающей эмпатию к героям наименее театральными методами из возможных. Нам небезразличны люди из фильма просто потому, что мы чувствуем себя вовлечёнными в их реальность и понимаем, насколько высоки ставки в этой игре».
Близкие контакты третьей степени (1977)
«Близкие контакты третьей степени» Спилберга Нолан называет главным источником вдохновения для «Интерстеллара».
«Мне нравится, как в “Близких контактах” раскрыта идея встречи человечества и инопланетян с семейной точки зрения, очень понятной человеческой позиции. Я хотел дать сегодняшней аудитории некоторое подобие такого повествования».
Человек на луне (2018)
«Это прекрасно поставленная история космической программы с невероятно убедительными физическими деталями и глубоким кинематографическим погружением, к которому приводит его правдоподобие. В итоге радикальная и абсолютно субъективная точка зрения Шазелла обнаруживается не сразу и по-настоящему шокирует».
Ради всего человечества (1989)
Космический документальный фильм «Ради всего человечества» опирается на оригинальные записи программы НАСА «Аполлон». Нолан называет его «невероятным документом величайшего достижения человека».
Иностранный корреспондент (1940)
Нолан — большой фанат Альфреда Хичкока, и, по его словам, «никакое исследование кинематографического саспенса и визуального повествования не может существовать без Хичкока. Техническая виртуозность сцены крушения самолёта на воде из “Иностранного корреспондента” оказала большое влияние на то, что мы пытались сделать в “Дюнкерке”».
Алчность (1924)
Немой фильм Эриха фон Штрогейма «Алчность» 1924 года Нолан называет «потерянной работой абсолютного гения». Фон Штрогейм отснял целых 85 часов материала для этой драмы о трёх друзьях, разлученных алчностью после победы в лотерее.
Стукач (1984)
«Немногие фильм так сильно полагаются на простую динамику между отчаянными людьми», — сказал Нолан о британском криминальном фильме 1984 года от режиссёра Стивена Фрирза. Картина, в которой играют Тим Рот и Терренс Стамп, рассказывает о двух киллерах, которые перевозят преступника в Париж, чтобы там его убить
Кояанискатси (1983)
«Потрясающий документ о том, как лучшие побуждения человека могут иметь ужасающие последствия. Искусство, но не пропаганда, эмоциональное, но не дидактичное; оно не говорит вам, как думать, — но говорит, о чём подумать стоит».
Лоуренс Аравийский (1962)
В своей борьбе за сохранение плёнки против повсеместной гегемонии цифрового кинематографа Нолан часто обращается к «Лоуренсу Аравийскому» Дэвида Лина, чтобы доказать, почему съёмка на плёнку дарит кинематографический опыт, как ничто другое не способно. Он особенно обращает внимание на «очень тонкие детали тени и специфичные тоны кожи», вспыхивающие благодаря видению Лина. «На плёнке вы можете увидеть их на верблюде, когда они выезжают из пустыни, гораздо раньше, чем вы бы увидели их на Blu-Ray».
Счастливого Рождества, мистер Лоуренс (1983)
Кристофер Нолан отдал Дэвиду Боуи роль в фильме «Престиж» после того, как увидел музыканта в фильме «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». Режиссер сказал: «Немногим фильмам удалось так раскрыть харизму Дэвида Боуи в полной мере, но Нагиса Осима сумел задействовать все таланты Боуи».
Культовый фильм Фрица Ланга оказал огромное влияние на Нолана как режиссера. Эффекты экспрессионистского немецкого кинематографиста вдохновляют разнокалиберных режиссеров по сей день. «Метрополис» до сих пор удерживается в топе самых масштабных картин в истории кинематографа. Именно из этого фильма выросла подавляющая часть современной фантастики и популярных антиутопий.
Мистер Аркадин (1955)
«Мистер Аркадин» Орсона Уэллса зачастую остается в тени более масштабных фильмов великого режиссера, но Кристофер Нолан называет эту работу «душераздирающими проблесками гения Уэллса».
Парни что надо (1983)
«Нельзя притвориться, что “Космической одиссеи” не существует, когда ты снимаешь “Интерстеллар”, но мне стоит указать на еще один фильм – “Парни что надо”. Я устроил небольшой кинопоказ для съемочной группы перед началом работы над ”Интерстелларом”, потому что, как мне кажется, его недостаточно часто показывают на большом экране. Это практически идеальный фильм. Это великий американский фильм, и, кажется, не все до конца осознают его величие. Наверное, все потому, что у него хронометраж 4 часа».
Спасти рядового Райана (1998)
Кристофер Нолан настолько сильно любит «Спасти рядового Райана», что даже консультировался со Стивеном Спилбергом, прежде чем начать снимать «Дюнкерк». Во время интервью с Variety Нолан отметил: «За все это время фильм не утратил своей силы. У него просто шокирующая открывающая сцена, и некоторые душераздирающие моменты очень волнительно смотреть. Снимая “Дюнкерк”, мы не хотели ни в коем случае конкурировать с этим фильмом».
Шпион, который меня любил (1977)
Нолан очень любит франшизу о Джеймсе Бонде, поэтому частенько ходили слухи о том, что режиссер может взяться за съемки новой истории об агенте 007. Кристофер признался, что «Шпион, который меня любил» был одним из первых фильмов, которые он увидел в жизни: «В какой-то момент фильмы о Бонде стали для меня идеальным примером крупномасштабного кино. Этот фильм отправляет тебя в необыкновенное путешествие, и даже когда Lotus Esprit превращается в субмарину, это выглядит убедительно».
Дочь Райана (1970)
Волнующие продуваемые ветрами пляжи и грохот волн в фильме Дэвида Лина «Дочь Райана» очень тронули Нолана. «Меня очень вдохновляет то, как природа влияет на развитие сюжета. Pure cinema».
Звездные Войны (1977)
Нолана, как и многих кинематографистов его лет, очень впечатлили «Звездные войны», практически вдохновив его на то, чтобы стать режиссером: «В 70-х я стал экспериментировать со своей камерой Super 8 и снимать все подряд. Но после того, как “Звездные войны” вышли в прокат, я хотел снимать только сай-фай».
Street of Crocodiles (1986)
Кристофер Нолан очень любит стоп-моушен аниматоров Стивена и Тимоти Куэй. Любит настолько, что в 2015 году режиссер устроил повторный прокат трех их работ с 35-мм пленки. Короткометражный фильм 1986 года «Улица крокодилов» остается вехой для творчества Нолана. «Как только вы увидите хоть один кадр из этого фильма, вы уже не сможете оторвать от него глаз. Это один из самых необычных фильмов, который когда-либо был снят».
Рассвет (1927)
«Немая романтическая комедия режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау с Джорджем О’Брайеном в главной роли доказывает бесконечные возможности визуального повествования», – рассказал Нолан в интервью для BFI. Хоть «Рассвет» далеко не военный фильм, Кристофер вдохновлялся его сильным визуальным кодом, что помогло при создании «Дюнкерка».
Супермен 1978
Нолан оставил свой след в супергеройском кино трилогией «Темный рыцарь», а вот «Супермен» 1978 года в свое время заставил режиссера вообще заинтересоваться жанром. Нолан признался, что знаковый фильм Кристофера Ривза произвел на него огромное впечатление.
Тонкая красная линия (1998)
Нолан назвал «Тонкую красную линию» «необычайным видением войны». Картина получила семь номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Кристофер Нолан признался, что «Тонкая красная линия» стала его главным источником вдохновения при создании «Дюнкерка», кстати, в итоге военная драма Нолана получила те же номинации на «Оскар», что и фильм Малика.
Топкапи (1964)
«Мне кажется очень интересным то, как в этом фильме стиль превалирует над содержанием. Я люблю эту картину не только за ее потрясающие сцены ограбления, но и за невероятный комичный перформанс Петра Устинова», – сказал Кристофер Нолан в интервью для IMDB.
Древо жизни (2011)
Кристофер Нолан настолько сильно обожает режиссера Терренса Малика, что даже согласился записать комментарии к фильму «Древо жизни». «Режиссерский почерк Терренса Малика узнается сразу. Его фильмы тесно связаны между собой, но в то же время очень сложно объяснить, как именно они связаны, или сразу указать пальцем на узнаваемые технические приемы».