Заключительное полнометражное аниме из цикла о Наруто, которое не впечатляет ни как магический боевик, ни как романтическая драма
После всех своих приключений и подвигов молодой ниндзя Наруто становится знаменитым и уважаемым воином. Люди со всего мира съезжаются в его деревню, чтобы выразить ему свое почтение. Его давнюю подругу Хинату это и радует, и раздражает. Ей нравится, что ее любимый добился многого из того, о чем мечтал, но она боится, что Наруто, который всегда видел в ней только соратницу, теперь точно никогда не взглянет на нее с любовью, потому что его повсюду окружают привлекательные девушки. Пока Хината набирается смелости, чтобы наконец-то признаться парню в своих чувствах, на Землю нападает лунный ниндзя Тонери. Он планирует использовать древнее магическое оружие, чтобы уничтожить мир, погрязший в распрях ниндзя. Из всех людей Тонери хочет сохранить жизнь лишь Хинате, своей очень далекой родственнице.
После 15 лет комиксов, более 600 телесерий и десяти полнометражных аниме-фильмов цикл о Наруто, один из самых популярных в истории Японии, подошел к концу. Правда, на покой его персонажей отправлять еще рано. В этом году в японский прокат должен выйти аниме-фильм о сыне Наруто, и кто знает, насколько затянется его сага… Но «Наруто» в том виде, в каком его знают и любят во всем мире, больше не будет (естественно, после того, как завершится «догоняющая» сюжет комиксов трансляция телесериала), и для поклонников боевого аниме завершающий цикл «Наруто: Последний фильм» – это конец целой эпохи в истории жанра.
Казалось бы, в кино эта эпоха должна была окончиться эпической схваткой с кем-то из давних противников Наруто или еще каким-нибудь впечатляющим подвигом и переходом героя на новую ступень мастерства. Но вместо этого «Последний фильм» – история любви. Точнее, история признания в любви между Наруто и Хинатой.
Да, у героев в картине есть могущественный враг, и он тщится устроить глобальный катаклизм. Но, во-первых, Тонери – шаблоннейший злодей с хлипкой мотивацией и минимумом харизмы, и его трудно воспринимать всерьез, даже когда он демонстрирует внушительное магическое мастерство. И хотя Наруто приходится постараться, чтобы победить Тонери, герой не прыгает выше головы, а лишь использует боевые приемы, которые уже давно знает.
Во-вторых, Земле в фильме ничего не угрожает, потому что у предводителей ниндзя есть волшебное супероружие, способное перебросить Луну в параллельное измерение, если Тонери попытается столкнуть ее с Землей. В сущности, Наруто и компания спасают не Землю, а почти безлюдную Луну, что далеко не так драматично, как, например, сюжет «Армагеддона», которым «Последний фильм» явно вдохновлен.
В-третьих, собственно противостояние героя и злодея занимает лишь около получаса в почти двухчасовой ленте, и судьба красного шарфика, который Хината вяжет в подарок Наруто в качестве завуалированного признания в любви, обсуждается в фильме куда чаще, чем судьба планеты. Мол, «Землю-то мы точно спасем, а вот за шарфик, который Тонери порвал, придется побороться!». Так что, как это порой бывает в аниме этого жанра, злодей появляется в сюжете не для того, чтобы поставить мир под угрозу, а для того, чтобы напомнить тугодуму Наруто, что если он не осознает свои чувства к Хинате, то на ее руку найдутся другие претенденты.
Другой вопрос, существуют ли эти чувства и насколько они сильны. «Последний фильм» тратит немало времени, чтобы показать, как давно и искренне Хината любит Наруто, но вот о чувствах Наруто к Хинате ему сказать почти нечего. Подобно Отелло в шекспировской пьесе («Она меня за муки полюбила, а я ее – за состраданье к ним»), Наруто в фильме отвечает на любовь Хинаты, а не влюбляется в нее по собственной инициативе. Мало того, картина напоминает о былой любви парня к другой девушке, Сакуре, и эти чувства кажутся более обоснованными, потому что Сакура – более яркая и эффектная героиня, и в ее боевитом нраве больше того, что Наруто ценит в людях, чем в пассивном характере Хинаты.
В этом плане роман Наруто и Хинаты можно сравнить с романом Гарри Поттера и Джинни Уизли. Жанровые законы, сюжетная логика, психологическое родство Гарри и Гермионы (двух магов, выросших в «обычных» семьях) – все требовало от Джоан Роулинг поженить двух главных героев цикла. Но писательница по личным причинам, не имеющим отношения к литературе, навязала Гарри другую пассию… И позднее признала, что ошиблась. Похоже, ошибся и автор комиксов о Наруто художник Масаси Кисимото, который предпочел идеологию сюжетной логике (Хината куда ближе к традиционному идеалу японской жены, чем Сакура). Но если в картинах о Поттере любовные страсти – лишь малая толика экранных событий, то «Последний фильм» выстроен вокруг отношений Наруто и Хинаты, и их неубедительность становится для ленты жирным минусом. Очень жирным минусом.
Это, впрочем, вопрос вкуса. Картина предназначена исключительно для давних поклонников «Наруто», а среди них есть как сторонники брака Наруто и Сакуры, так и сторонники брака Наруто и Хинаты. Последние, правда, все же не будут на седьмом небе от счастья, поскольку фильм обходится с Хинатой как с простой «девой в беде», а не как с достойным воином в своем праве, которым она является, несмотря на всю стереотипную женственность. Только подумайте – Тонери трижды ее похищает, а Наруто трижды ее спасает! Да, в картине есть сцены, в которых Хината демонстрирует свое мастерство, и фрагменты, в которых Наруто и Хината объединяют усилия, чтобы вместе сразить врага. Но в таком кино таких сцен и фрагментов должно быть гораздо больше, потому что в XXI веке отношения влюбленных героев должны хотя бы напоминать равные и партнерские. Особенно в цикле, который посвящен магическим баталиям и где все основные персонажи – одаренные ниндзя.
Что еще есть в «Последнем фильме», помимо романтических признаний Наруто и Хинаты и кульминационной битвы с Тонери, в ходе которой персонажи стараются размазать друг друга о лунные скалы? Неплохая анимация, затянутое действие (особенно в середине картины), многократное повторение уже давно очевидного… И камео многих персонажей цикла, хотя реплики есть лишь у некоторых из них, а деятельное участие в сюжете и вовсе принимают лишь единицы.
В целом картина разочаровывает, и не только нас. В Японии на тематических сайтах после выхода «Последнего фильма» развернулась целая война между теми, кто счел, что цикл можно было закончить куда увлекательнее и что роман героев можно было изобразить куда убедительнее, и теми, кто полагает, что «Наруто» выше критики и что любой фильм о ниндзя – это небесный дар ничтожным смертным. Мы, как видите, на стороне первых – тех, кто еще не начал поклоняться Кисимото как Богу-творцу.