«Герой-любовник» и «героиня-любовница» – это основные амплуа мейнстримного кино, и многие популярные актеры и актрисы крутят роман едва ли не в каждом своем фильме
Многие актеры в нашем списке – это звезды экшена, чьи набитые драками и перестрелками ленты почти не оставляют времени для романтических отношений. Даже если такой актер появляется в кадре с женщиной, и картина намечает для него роман, эти отношения оказываются формальными и пунктирными, едва заметными на фоне всего остального, что творится в картине. Таковы, например, в карьере Сильвестра Сталлоне «Кобра», «Разрушитель», «Скалолаз»… Другое дело – его первый хит «Рокки», который в равной степени боксерское и романтическое кино. Две составляющих фильма неразрывно связаны, поскольку нежные отношения с Эдриан (Талия Шир) вдохновляют Рокки на ринге и одновременно требуют от парня почувствовать себя настоящим мужиком, а не отчаявшимся неудачником.
Как это ни удивительно, из всех актеров в нашем списке Арнольд Шварценеггер – самый романтичный. В «Вспомнить все», например, на него претендовали сразу две женщины! Но, как и в случае со Сталлоне, экранные романы австрийца раз за разом оказывались эмоциональными пустышками, включенными в действие лишь для того, чтобы разбавить череду побоищ. Кроме того, в некоторых фильмах – скажем, в «Коммандо» – Шварценеггер проводит немало времени с женщиной, но не испытывает к ней никаких романтических чувств. Напротив, в «Правдивой лжи» сюжет завязывается, когда персонажи Арни уличает жену (Джейми Ли Кертис) в измене, и по ходу дальнейших событий герои весьма романтично возрождают свой брак. Если, конечно, слово «романтично» подходит для комичной и грандиозной войны с целой армией террористов.
Глядя на фотографии бельгийца в его лучшие годы, трудно поверить, что он не провел свою кинокарьеру, укладывая красоток штабелями. Однако ван Дамм предпочел укладывать штабелями гангстеров - или соперников в фильмах о боевых единоборствах. Если в его фильмах и появляются женщины, то это, зачастую, мертвые жены, за гибель которых герой ван Дамма мстит. Редкое исключение из правила – боевик Роберта Хармона, где сбежавший из тюрьмы преступник находит приют на ферме вдовы с двумя детьми (Розанна Аркетт) и пытается защитить женщину от бизнесмена, который требует, чтобы она продала ему свою землю. Фильм не заканчивается хэппи-эндом и не содержит особенно романтических сцен, но, по крайней мере, героиня оказывает на парня благотворное влияние, и он обещает к ней вернуться, когда отбудет срок.
Еще один красавец-актер, в карьере которого явно должно было быть куда больше романтических ролей, чем их было на самом деле, Клинт Иствуд провел свои лучшие годы в образах немногословных мужчин, не знающих слов любви. В своем режиссерском дебюте, правда, он исполнил романтическую роль, но «Сыграй мне “Мисти”» был скорее антиромантической картиной, поскольку героиня фильма была влюбленной психопаткой, охотившейся на персонажа Иствуда после проведенной вместе ночи. Так что поклонницам Иствуда пришлось ждать 1995 года, когда актер изобразил не копа, не полицейского, не бандита, а романтичного фотографа, который всего за четыре дня покоряет сердце скучающей без мужа и детей домохозяйки (Мэрил Стрип). После этого, правда, героям приходится расстаться, но они навсегда сохраняют память друг о друге.
Одного из ведущих голливудских актеров прошлого века не назовешь обделенным экранными романами, но среди них было немало антиромантических отношений. В его главном хите «Крестный отец», например, отношения Майкла Корлеоне со сперва невестой, а затем женой не завязываются, а разваливаются, поскольку персонаж Пачино постепенно теряет способность любить и доверять. Та же история в «Лице со шрамом» – после таких лент хочется навсегда отказаться от любовных связей. Поэтому если вы хотите, что Пачино вас не напугал, а вдохновил, то посмотрите мелодраму (или, как ее иногда называют, романтическую комедию) Гарри Маршалла о бывшем зеке и официантке. Тот же дуэт Пачино и Мишель Пфайффер, что и в «Лице со шрамом», но совсем другие, нежные и трогательные, отношения!
Когда перечисляешь сравнительно немногочисленные экранные романы корпулентного британца Боба Хоскинса, сперва известного по ролям бандитов, а затем – по комическим образам, на ум сразу приходит «Кто подставил кролика Роджера». Но сколько там экранного времени у Хоскинса и его партнерши Джоанны Кэссиди? Куда меньше, чем у Хоскинса и кролика. И, по большому счету, фильм мало что бы потерял, если бы Долорес была лишь хорошей знакомой, а не возлюбленной Эдди Вэлианта. Напротив, в драме Нила Джордана Боб Хоскинс и его партнерша Кэти Тайсон – соответственно, шофер и дорогостоящая проститутка – почти всю картину проводят вместе. Их отношения, правда, развиваются по нестандартному сценарию (не будем портить сюрприз для тех, кто не видел фильм), но Хоскинс превосходно изображает страстно влюбленного мужчину, и он получил за эту роль немало наград, а также номинацию на «Оскар».
Величайший уэльский актер и один из ярчайших британских артистов, Энтони Хопкинс провел свои молодые годы в театре и стал экранной суперзвездой в том возрасте, когда мужчины уже перестают играть любовников и начинают изображать отцов семейств и тому подобных не особенно романтических персонажей. Поэтому в его фильмографии проще встретить злодеев вроде Ганибала Лектера и президента Никсона или умудренных опытом правителей наподобие Одина из «Тора» и Хротгара из «Беовульфа», чем страстных влюбленных. Но несколько романов Хопкинс все же на экране разыграл, и, пожалуй, самый трогательный из них – это роман автора «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса с американской поэтессой Джой Грэшем (Дебра Уингер), запечатленный в биопике Ричарда Аттенборо.
В Британии и Америке ирландцы не славятся интеллигентностью, и Брендан Глисон был как будто специально рожден, чтобы воплощать на экране разбитных, громогласных, сильно пьющих «айришей» – бандитов, полицейских, работяг или даже средневековых войнов. Телячьи нежности с такими ролями не сочетаются, да и ведущих образов в фильмографии Глисона немного – актера обычно нанимают, чтобы играть ярких персонажей второго плана. Тем не менее, романтическая комедия в резюме Глисона все же обнаружилась. В 2000 году актер сыграл в ирландской ленте несносного мужа-пьяницу, который после драки впадает в кому и приходит в себя с почти полной потерей памяти. Что позволяет его жене (Аманда Донохью) перекроить Гарри согласно ее представлениям о том, каким должен быть мужчина.
Чем старше становится Джон Малкович, тем труднее представить его в роли обычного человека, а не странного, эксцентричного, мутного типа. Может быть, даже маньяка. Или пирата. Но когда кинокарьера Малковича только начала набирать обороты (как дополнение к значимой театральной карьере), он получал самые разные роли. У Стивена Фрирза, например, Малкович сыграл «рокового красавца», развращенного виконта де Вальмона, который живет в Париже XVIII века и неожиданно влюбляется в женщину (Мишель Пфайффер), которую он собирался лишь соблазнить и бросить. Эта картина, удостоенная трех «Оскаров», была поставлена по мотивам классического романа Пеьра Шодерло де Ланкло.
Стив Бушеми в романтической роли? Вот уж от кого этого совершенно не ждешь. Не потому что актера со своеобразной внешностью Бушеми невозможно представить влюбленным, а потому что обычно режиссеры поручают ему яркие роли второго плана, не оставляющие места для любовных связей. Но в 2001 году Терри Цвигофф доверил ему Сеймура, замкнутого и одинокого парня, который сперва заводит отношения с эксцентричной выпускницей (Тора Берч), а затем с женщиной постарше (Стейси Трэвис), и пронзительная игра Бушеми удостоилась целой охапки наград и номинаций. Правда, он и в тот раз официально числился «актером второго плана», хотя играл самую важную в фильме мужскую роль.
Скажем прямо – американские режиссеры не очень любят снимать страстно влюбленных негров. Любой другой образ – пожалуйста. Хоть президент США, хоть учитель Избранного, спасителя человечества. А вот с влюбленными мужчинами туго. Особенно если это не сугубо «черное» кино, которое снимают негры для негров. И потому во внушительной фильмографии Лоуренса Фишберна романтических ролей, которые его белые коллеги играют по несколько в год, удивительно мало. Все больше полицейские и бандиты, бандиты и полицейские. Но спасибо Шекспиру – в 1995 году Оливер Паркер снял Фишберна в роли Отелло с Ирен Жакоб в роли Дездемоны и Кеннетом Браной в роли Яго. Это, кстати, была первая значимая кинокартина, в которой самую черную роль мировой драматургии сыграл чернокожий актер, а не наваксенный белый
Двойной карьерный удар – негр и экшен-звезда! Неудивительно, что романтические роли Уэсли Снайпса нужно искать днем с огнем, хотя внешне он привлекательнее многих белых звезд, регулярно играющих влюбленных мужчин. Но когда белые постановщики ведут себя как расисты, на помощь приходят черные режиссеры. Спайк Ли, например. Который в начале карьеры Снайпса снял его в провокационной мелодраме об отношениях женатого чернокожего архитектора с белокожей секретаршей-итальянкой (Анабелла Шорра). Брата главного героя изобразил Сэмюэл Л. Джексон, и именно после этой картины о нем заговорили как о значительном артисте.
Вот вам, пожалуйста, Голливуд – Морган Фримен достаточно хорош, чтобы играть Бога, но недостаточно хорош, чтобы регулярно получать романтические роли! Хотя отчасти это и его собственная вина – актер очень стеснителен, и ему никогда не нравилось играть любовные сцены. Но будь на месте Фримена Том Круз, его бы еще в самом начале карьеры заставили победить этот комплекс. А Фримен ждал почти карьерных 50 лет, прежде чем его в кадре всерьез поцеловала женщина! Случилось это в недавней мелодраме Роба Райнера, а честь лишить знаменитого актера экранной девственности была предоставлена Вирджинии Мэдсен. Звезды сыграли соседей по озерному курорту в штате Нью-Йорк.
Даже если бы в Америке не было расизма, Вупи Голдберг вряд ли часто получала бы романтические роли. Харизма у нее другой системы, и для эксцентричных фарсовых ролей она всегда подходила лучше, чем для чего-то более искреннего и серьезного. Хотя она, бесспорно, была хороша в спилберговской исторической ленте «Цветы лиловые полей», где ее героиня страдала от издевательств богатого мужа, обращавшегося с ней как с рабыней. Что до немногочисленных оптимистичных романтических образов в фильмографии комедиантки, то лучший из них – это няня и домработница Коррина в мелодраме Джесси Нельсона, которая сперва покоряет сердце своей маленькой подопечной, а затем и ее вдового отца (Рэй Лиотта).
Знаменитый гонконгский актер Джеки Чан всегда хотел сыграть в мелодраме или романтической комедии, но его крестный отец Леонард Хо, основатель студии Golden Harvest, всегда уверял Чана, что восточные зрители любят его только как мастера единоборств и исполнителя трюков, и что появление в романтическом образе может испортить ему репутацию. Поэтому, как преданный крестный сын, Чан дождался смерти Хо в 1998 году, и лишь после этого сыграл в романтической комедии о состоятельном бизнесмене, который влюбляется в красавицу из маленькой тайваньской деревушки (Шу Ки). Правда, любовь любовью, а поцеловаться в кадре Джеки Чан себе все же не позволил, чтобы не раздражать консервативную публику.