"Рокки Бальбоа" стоит всех возможных похвал. Здоровый и несправедливо подзабытый в последнее время консерватизм проявляется тут во всем -- от почти что дословного повторения привычной сюжетной схемы (вызов -- пресс-конференция -- тренировка -- бой) до минимально переработанных отсылок к классическим моментам (как бегал Рокки во время тренировки к подножию филадельфийского Дворца независимости, так и бегает до сих пор); от очаровательной старомодности съемок и монтажа (хотя в кульминационной -- и блистательной -- сцене боя Рокки и Диксона проблескивают вдруг новомодные веяния) до одновременно трогательных и пафосных банальностей в диалогах.
В свое время (а если быть точнее, то в год двухсотлетия подписания американской Декларации независимости) картина с участием и по сценарию малоизвестного на тот момент италоамериканца с неистребимым акцентом и прозвищем "Жеребец" (приобретенным им еще во времена участия в полупристойной кинодешевке) получила "Оскар" как лучший фильм года, обойдя среди прочих «Таксиста» /Taxi Driver/ (1976) Мартина Скорсезе и "Всю президентскую рать" /All The President's Men/ (1976). Фильм назывался «Рокки» /Rocky/ (1976). Жеребца на самом деле звали Сильвестр Сталлоне. Фильм пережил четыре продолжения. Сталлоне – статус суперзвезды самого высокооплачиваемого актера планеты. А потом про них надолго забыли.
Для того чтобы спустя 17 лет с момента своего последнего боя Рокки Бальбоа – теперь уже вдовец и содержатель маленького итальянского ресторанчика в Филадельфии – вел бы жизнь спокойную и размеренную. Смотрел на барахтающихся в аквариуме черепах, придирчиво выбирал, нацепив на нос очки, на рынке сельдерей и капусту, изредка вспоминал былое в беседах с посетителями ресторана. Но мечта о новых боях не давала ему спать спокойно. Тут как раз в интернете энтузиасты сравнивать все и вся провели виртуальный чемпионат между лучшими бойцами всех времен и народов – и выяснилось, что в финал вышли Рокки собственной персоной (или, как называют его журналисты Бальбозавр) и нынешний, молодой и горячий чемпион-тяжеловес Мэйсон Диксон (Антонио Тарвер). В виртуальном пространстве Рокки в конце концов победил. А в реальном мире у Диксона на данный момент нет достойного противника, и мир бокса ждет воина, который мог бы бросить ему вызов…
Пожалуй, наиболее ценное в новом (и теперь уже окончательно последнем) "Рокки" для наших зрителей – это пусть мимолетные, но мгновенно узнаваемые фрагменты из предыдущих серий, всплывающие на экране. Вот пританцовывает вокруг пока еще противника, а потом лучшего друга Аполло Крид (
Похожие чувства вызывал не так давно фильм «Фредди против Джейсона» /Freddy Vs. Jason/ (2003), начинавшийся с нарезки из канонических моментов "Кошмара на улице Вязов" /Nightmare on Elm Street, A/ и "Пятницы, 13" /Friday the 13th/, нашим официальным прокатом в свое время также начисто проигнорированных.
Но и без этих ностальгических нокаутов "Рокки Бальбоа" стоит всех возможных похвал. Точно так же, как заглавный герой, фильм скорее выстоял, чем безоговорочно победил, но других целей поставлено и не было. Здоровый и несправедливо подзабытый в последнее время консерватизм проявляется тут во всем – от почти что дословного повторения привычной сюжетной схемы (вызов – пресс-конференция – тренировка – бой) до минимально переработанных отсылок к классическим моментам (как бегал Рокки во время тренировки к подножию филадельфийского Дворца независимости, так и бегает до сих пор); от очаровательной старомодности съемок и монтажа (хотя в кульминационной – и блистательной – сцене боя Рокки и Диксона проблескивают вдруг новомодные веяния, и красная кровь на черно-белом лице Сталлоне напоминает вдруг о "Городе грехов", глаз это не режет) до одновременно трогательных и пафосных банальностей в диалогах ("Человек не стареет, пока он молод сердцем", "Важно не то, как сильно ты бьешь, а то, удар какой силы ты можешь выдержать").
И если Диксон выходит на ринг под конвульсивный речитатив гангста-рэпа, то перед появлением Бальбоа из динамиков начинают звучать бессмертные "Большие надежды" великого Фрэнка Синатры. "Ты что, из 80-х?" – спрашивает Диксон у Рокки перед началом боя. "Скорее, даже из 70-х", – отвечает тот.
И для зрителей, которые уверенно могут сказать о себе то же самое, лучшего подарка, чем этот последний выход былого чемпиона, придумать попросту невозможно.