Блокбастерный цикл о людях и динозаврах «Парк Юрского периода» не славится тонкостью драматургии и сложностью характеров. Его главные достоинства – эпический размах, мастерские спецэффекты и яркие, запоминающиеся сцены
«Они устроили ловушку!»
Вряд ли динозавры были способны на хитрости, но третий «Парк» не проигрывает от того, что наделяет монстров интеллектом. В середине картины велоцирапторы ловят одного из героев и оставляют его на земле едва живым в надежде, что это привлечет товарищей умирающего. И действительно, Аманда чуть не погибает, когда замечает, что ее сопровождающий еще дышит. Рапторы атакуют, как только видят новую потенциальную добычу.
«Не бегите в высокую траву!»
Как охотились велоцирапторы? В «Затерянном мире» Спилберг предложил свой ответ на этот вопрос. Ближе к концу картины персонажи выходят в поле и заходят в высокую траву. Там их уже подстерегает выводок ящеров. Под покровом ночи и растительности монстры одного за другим хватают и убивают охотников, явившихся их ловить. И кто после этого на вершине пищевой цепи?!
Падение на стекло
Когда во втором фильме цикла тираннозавры сталкивают трейлер героев с обрыва, машина повисает над пропастью, а главная героиня падает на стекло. Последнее медленно начинает трескаться, и Сара переживает несколько очень страшных секунд, в то время как ее спутники пытаются спасти своего палеонтолога. Замечательный пример техногенного саспенса.
Тираннозавр в Сан-Диего
В то время как в первом «Парке» события развивались на закрытом для большинства людей острове, в кульминации второй картины действие переносится на континент, и разъяренный тираннозавр выбегает на улицу ночного Сан-Диего, что приводит в панический ужас всех горожан. Кстати, в этом фрагменте динозавр преследует и убивает неназванного прохожего, которого сыграл сценарист картины Дэвид Кепп. Вполне заслуженная смерть за все преступления Кеппа перед хорошим кино…
Смерть в сортире
Одна из ключевых сцен первого «Парка» начинается с дрожания воды в стаканах, возвещающего приближение тираннозавра. Дальше монстр нападает на джип с маленькими детьми и пытается съесть ребят. Когда же те чудом спасаются, голодный тираннозавр сжирает юриста Дженнаро, который попытался спрятаться от хищника в уличном туалете. Какая страшная и какая нелепая смерть. Вполне в тон профессии персонажа, которого Джон Хэммонд называет «кровососом».
Заезд с рапторами
Одной из причин, по которым Спилберг хотел продолжить цикл о динозаврах после не особенно удачного третьего фильма, было желание продюсера увидеть на экране сцену из книг Майкла Крайтона, не вошедшую в предыдущие картины: герой мчится на мотоцикле по джунглям бок о бок с выводком ящеров. Колин Треворроу в «Мире» воплотил мечту Спилберга. Действительно, получилось эффектно. Как верно замечает в фильме Зак, Оуэн в этом фрагменте смотрится исключительно круто.
Внезапный тираннозавр
Герои со всех сторон окружены велоцирапторами. Бежать некуда, прятаться негде. Напряжение достигает пика. Но что это? Невесть откуда взявшийся тираннозавр хватает одного из маленьких ящеров и ломает ему позвоночник несколькими движениями своих мощных челюстей. Велоцирапторы переключаются на нового врага, и героям удается сбежать. Как колоссальный ящер мог «просочиться» в закрытое помещение? Не важно. Главное, что это шокирующий и запоминающийся момент.
Велоцирапторы на кухне
Спилберг еще в самом начале карьеры, когда снял сперва «Дуэль», а затем «Челюсти», показал себя мастером хоррора и саспенса. Он не слишком часто пользовался этим арсеналом приемов в своих позднейших постановках, но в одной из кульминационных сцен «Парка» напомнил, что все еще знает, как нагнетать ужас. Когда маленькие герои фильма прячутся на кухне от велоцирапторов, за ребят страшно, как за своих!
Индоминус против тираннозавра и раптора
Лучшая в цикле схватка динозавров – это финал «Мира». Клэр с ее менеджерским чутьем решает, что нужно выпустить из загона тираннозавра, потому что только он (вообще-то, она) может справиться с индоминусом. И два могучих ящера сходятся в бою. Индоминус оказывается сильнее, но на стороне тираннозавра также выступают велоцираптор и водяной гигант мозазавр. Вместе им удается справиться с генетически модифицированным чудищем. Это один из тех моментов, которые позволили «Миру» стать прокатным суперхитом.
«Добро пожаловать в “Парк Юрского периода”»
При всем богатстве выбора лучший момент всего цикла очевиден. Это первое знакомство главных героев «Парка» с живыми динозаврами в начале первой ленты. Режиссер Спилберг, его звезды и его авторы эффектов превосходно поработали, чтобы зрители вместе с персонажами были поражены тем, что в парке по лугам и лесам разгуливают возрожденные монстры. Конечно, визуальное мастерство тут на первом месте, но сцена не удалась бы без актерской игры и без музыки Джона Уильямса. Этот фрагмент великолепно передает людское восхищение динозаврами.